Приветствую Вас Гость!
Воскресенье, 05.12.2021, 21:04
Главная | Регистрация | Вход | RSS| Страницы истории Афганистана

VII - XIV ВЕКА [7] XV - XVIII ВЕКА [9] XIX ВЕК [33] ХХ-XXI ВЕКА [188]
27.12.1979 [29] 1928 [54]

Главная » Фотоальбом » МИГ В ИСТОРИИ » 1928 » ÇAR-TOPU VE EMIR BURA

ÇAR-TOPU VE EMIR BURA

Король (Малик 1919-29 и Падишах 1926-29) Амир аль-Муминин Саркар-и-Вала Королевства Афганистан Аманулла Шах, Председатель ЦИК СССР (1922-38), Председатель Всероссийского ЦИК (1918-38), член Политбюро ЦК (1926—1946) Мих. Ив. Калинин (1875-1946) и сопровождающие их лица проходят мимо Царь-Пушки в Московском Кремле, 1.5. 1928
В реальном размере 1024x718 / 284.1Kb
170 3 5.0

Добавлено 31.08.2020 baktria

Всего комментариев: 3
+1  
1 baktria   (31.08.2020 17:38) [Материал]
В ЗАСТАВКЕ: Король (Малик 1919-29 и Падишах 1926-29) Амир аль-Муминин Саркар-и-Вала Королевства Афганистан Аманулла Шах, Председатель ЦИК СССР (1922-38), Председатель Всероссийского ЦИК (1918-38), член Политбюро ЦК (1926—1946) Мих. Ив. Калинин (1875-1946) и сопровождающие их лица проходят мимо Царь-Пушки в Московском Кремле, 1.5. 1928.

КОЧУЮЩИЙ КОРОЛЬ, ХАН-БУРЯ и ЦАРЬ-ПУШКА



Группа направляется от Ивана Великого в сторону Сенатской площади на углу которой рядом со старыми Кремлёвскими казармами стояла в те годы Ц.-П. Падишах дивится огромадным размерам пушки, запрокидывает голову, а "Калиныч" размашисто идёт себе даже не поворачивая головы: насмотрелся на всё на это за десять лет жизни в Кремле.



парадное фото короля Амануллы, втор. рол. 1920ых гг.


Отметьте ещё одну деталь: большинство в группе (включая и Калинина)в гражданском, падишах в военной шинели, сапогах, на голове - знаменитая его французского типа каскетка, ставшая в европейском турне одним из узнаваемых, привычных для туземцев элементов облика афганского короля: в ней он появлялся почти везде.

Отлитая мастером Андреем Чоховым по приказу царя Фёодора в 1586 году громадная пушка вошедшая в русскую историю не дальностью боя иили мощью заряда, а своими размерами, Царь-Пушка по-существу никогда не стреляла.

За всю историю у орудия выпал лишь один случай показать себя в бою. В июле 1591 к Москве со 150-тысячной татаро-ногайской ратью подступил сороколетний крымский хан Гази II Гирей по прозвищу Bora ("Буря")/بورا غازى كراى‎, которое получил за неукротимость нрава и, как увидим ниже, склонностью к импульсивной эмоциональности.

Пушку перетащили в Китай Город, и установили у переправы через Москва-реку для защиты ворот Кремля.

Но услуги исполинского орудия не потребовались: через пару дней русские воеводы обстреляли из пушек и атаковали лагерь хана в деревне Котлы, а затем, услышав от лазутчиков известие о подходе отряда из Новогорода (на самом деле известие оказалось всего лишь слухом), хан быстро снялся со становища и бросился бежать, бросив в спешке даже обоз. Сотни ег татар были убиты преследователями или попали к ним в плен.

В Крым Гази II Гирей/теперь чаще пишут: Герай, вернулся изрядно потрёпанным в арьергардных боях, раненый в руку и лишь с третью от первоначальной своей орды. За двадцать лет до этого конфуза, отец Гази, знаменитый хан Девлет Гирей окзался много более успешен в походе на Москву, оставив на месте русской столицы лишь море головешек.



Гази II Герай был чрезвычайно воинственным парнем, оба периода его правления прошли в бесконечных походах и свои бунчуки он обращал на все стороны света - от Венгрии до Персии, он и умрёт в походе в 1607, заразившись чумой.

Но в истории Гази Бора остался поэтом и отцом поэтов и поэтессы сам будучи, между прочим, высокообразованным алимом, диний, табиий ве риязий илимлерде мутехассис (знатоком коранических текстов, естественных наук и математики) и одарённым шаиром, юксек севиели диван классиги (автором сборника классической поэзии - дивана).

+1  
2 baktria   (31.08.2020 17:41) [Материал]
“Râyete meyl ideriz kâmet-i dil-cû yerine / Tugâ dil baglamisiz kâkül-i hos-bû yerine” / "Знамя мы выбираем, тонкого стана вместо / К бунчуку* привязаны наши сердца, душистым локонам вместо"


Под псевдонимом Газайи хан оставил своему народу кыта, газели (от иных из которых до нас дошли дишь отдельные бейты), масневи, первоклассные образцы крымско-татарской поэзии: «Gül ve Bülbül»/«Роза и соловей», «Qave ve şarap»/«Кофе и вино» и др. (увы, многие его произведения, в т.ч. и эти два, ныне известны только в названиях, рукописи их утрачены много веков назад). Хан, как полагают, так же писал на турецком, арабском и персидском языках.

Жаль, что хан-поэт даже мельком не увидел этой пушки.



Сельские учителя подшефной ОГПУ Михайловской волости осматривают Царь-Пушку; фото и заметка из журнала «Огонёк», №31 1928, стр. 22.


Да, вот ещё деталь: громадные ядра, положенные на землю вокруг пушки, были отлиты в 1859 году и являются всего лишь архитектурно-скульптурной бутафорией.

Из Москвы Аманулла направится в российский Крым, а оттуда - в Стамбул, а из Стамбула снова в СССР (в Батуми и Баку). Но это уже другая история.

А к пребыванию Амануллы в Москве мы ещё неоднократно вернёмся, если будет то угодно Богу.



Редко воспроизводимый портрет "всесоюзного старосты" М.И. Калинина кисти М. (?) Ив. Кирилл. (?) Пархоменко, 1921. В неканонических портретах соввождей первой половины 1920ых годов зритель может ещё видеть черты, которые позднее всячески исключались цезурой, так, в этом портрете видна лёгкая рыжина Михал Иваныча, красиво подчёркиваемая ранней сединой.

Добрая складка нижней губы и лёгкий прищур через стёкла очков делает М.И. (ему всего-то 45-46 лет) немного похожим на Ю.Ю.Шевчука, опустившего бороду.

+1  
3 baktria   (31.08.2020 17:44) [Материал]
К ЭПИГРАФУ ПРЕДЫДУЩЕГО ПОСТА:

* Начальная строфа из газели хана Гази II Гирея (пер. на русск. Ahmet Ichli), в оригинале использовано слово Tuğ/"туг", т.е. род бунчука - древко с привязанным к нему хвостом коня либо яка, служившее в XV—XVIII веках знаком власти или высокой военной должности.

Эта красивейшая крымско-татарская газель в жанре хамаси ("военный стиль") -

Rayete Meylederiz

Râyete meylederiz kâmet-i dil-cû yerine
Tûğa dil bağlamışız kâkül-i hoş-bû yerine

Heves-i tîr u kemân çıkmadı dilden asla
Nâvek-i gamze-i dil-dûz ile ebrû yerine

Süreriz tîğımızın zevk u safâsın her dem
Sîm-tenle olan lezzet-i pehlû yerine

Gerden-i tevsen-i zîbâda kutâs-i dil-bend
Bağladı gönlümüzü zülf ile gîsû yerine

Severiz esb-i hüner-mend-i sabâ reftârı
Bir perî-şekl sanem bir gözü âhû yerine

Gönlümüz şâhid-i zîbâ-yı cihâdâ verdik
Dilber-i mâh-ruh-ı yâr-ı perî-rû yerine

Seferin cevri çok ümmîd-i vefâ ile velî
Olduk âşüftesi bir şûh-ı cefâ-cû yerine

Olmuşuz cân ile billâh Gazâyî teşne
Kanını düşmen-i dînin içeriz sû yerine 



в которой автор, нанизывая одно за другим сравнения и уподобления, толкует читателю предназначение мужчины: "мы склоняемся больше к древку знамени, вместо тонкого, изящного стана (красавиц) / К тугу (состоящему из хвостов горного яка) привязаны мы душой, а не к душистым локонам красавиц".

Из недавно опубликованных работ о творчестве крымского хана Гази II Гирея в Сети можно ознакомится с весьма содержательным резюме Ахмета Ичли (Ардаганский Университет, г. Ардаган, Турция) НЕИЗВЕСТНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ БОРА ГАЗИ ГИРЕЯ (сайт cyberleninka.ru), фрагменты текста которого использованы в этой краткой справке.

© gettyimages.com
© Ahmet Ichli, 2018
© Страницы истории Афганистана, 2020

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]