Приветствую Вас Гость!
Четверг, 27.07.2017, 01:41
Главная | Регистрация | Вход | RSS| Страницы истории Афганистана

Ай Ханум [38]BACTRIAN IDOLS [7]Клад Окса [23]Тахти Сангин [8]
Тепе Заргаран (Балх) [1]Термез [16]Тилля Тепе [47]

Главная » Фотоальбом » АРХЕОЛОГИЯ » Тилля Тепе » 78-tt--017

78-tt--017

Фрагмент золотого украшения с инкрустацией бирюзой. Тилля Тепе.
В реальном размере 1001x647 / 252.4Kb
1058 1 5.0

Добавлено 11.09.2009 baktria

Всего комментариев: 1
+1  
1 baktria   (02.06.2015 17:58)
В ЗАСТАВКЕ: Фрагмент золотого украшения (обувной пряжки) с инкрустацией бирюзой. Тилля Тепе.

В.И. Сарианиди Храм и некрополь Тиллятепе.// М.: 1989. 240 с. ISBN 5-02-009438-2//Глава вторая. Некрополь Тиллятепе.

Около вытянутых ног покойника с внутренней стороны щиколоток находилось по одной золотой круглой пряжке от обуви. Обе они отлиты в прорезной технике, причём внешний рельефный ободок инкрустирован двумя рядами крупных выпуклых бирюзовых миндалин, направленных навстречу друг другу «ёлочкой» так, что в центре между ними проступает лишь узкая полоска золота.

Сбоку на ободке — шпенёк в виде гриба со следами стёртости на стержне от крепления ремнями.

Внутри кружка изображена колесница на колёсах с пятью спицами и втулкой, инкрустированных бирюзовыми вставками. Над повозкой изображён полусферический пустотелый грибовидный балдахин, украшенный сверху миниатюрными бирюзовыми миндалевидными вставками, между которыми расположены выпуклые ромбики. Нижний край балдахина оформлен в виде широкой ленты, расчленённой прямоугольными гнёздами. Балдахин укреплён на двух вертикально поставленных бамбуковых шестах, нижние концы которых упираются в колесницу. Боковая сторона повозки, обращённая к зрителю, украшена тончайшим орнаментом: на одной пряжке — из вертикальных полос и рельефных кружочков, на другой — из мелких ромбиков с точкой посредине. Края колесницы инкрустированы бирюзовыми вставками. Резная декорировка кузовков указывает на дополнительную чеканку после отливки самих изделий.

Внутри колесницы сидит человек в длинных одеждах. Узколицая скуластая голова с раскосыми глазами, маленьким носом с выделенными ноздрями и полуоткрытым, чётко очерченным ртом сильно запрокинута вверх. На макушке головы глубоко под балдахином виднеется рельефно выделенная заплетённая косичка; на затылке мелкими насечками изображены коротко остриженные волосы.

Шея снизу охвачена круглым стоячим воротником, украшенным бирюзовыми вставками. Торс задрапирован в складчатое одеяние. Длинные широкие рукава с манжетами инкрустированы бирюзовыми вставками. От плеча вниз, наискось через грудь, упираясь в пояс, идёт широкая лента, украшенная прямоугольными бирюзовыми вставками. Одна рука человека скрыта от зрителя, другая держит зажатые в кулаке концы поводий от запряжённых в колесницу двух крылатых фантастических львоподобных существ, изображённых в геральдической позе: с поднятой вверх лапой. Взнузданные морды их с оскаленными пастями выражают злое нетерпение. Глаза, инкрустированные голубыми и красными камнями, показаны в узком прищуре. Лобастые головы заканчиваются прижатыми ушами с бирюзовыми вставками. Между ушами проходит длинный невысокий гребень, инкрустированный мельчайшими прямоугольными бирюзинками, — как бы грива на круто изогнутой шее.

Короткие толстые когтистые трёхпалые лапы поставлены прямо. Из предплечий вырастают круто изогнутые, закрученные на концах, инкрустированные бирюзой крылья. Мускулистая грудь перетянута наискось ремнями с бирюзовыми вставками, передающими постромки, проходящие поверх основания крыльев. Животные показаны присевшими на задние ноги, мощная грудь переходит в узкий живот. Туловище заканчивается коротким, закрученным хвостом, украшенным косыми насечками. В уголки глаз животных, как и у антилоп на браслетах из погребения 2, вставлены миниатюрные бирюзинки, изображающие белки, а зрачки переданы миниатюрными сердоликовыми шариками желтоватого цвета. Эта деталь не оставляет сомнений в том, что и браслеты из погребения 2, (106/107) и рассматриваемые пряжки изготовлены в одном месте, скорее всего в Бактрии.

ПУБЛИКАЦИЯ

©В. И. САРИАНИДИ, 1989

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]