Приветствую Вас Гость!
Четверг, 25.04.2024, 23:42
Главная | Регистрация | Вход | RSS| Страницы истории Афганистана

Ай Ханум [50] BACTRIAN IDOLS [9] Клад Окса [24] Тахти Сангин [8]
Тепе Заргаран (Балх) [1] Термез [17] Тилля Тепе [51]

Главная » Фотоальбом » АРХЕОЛОГИЯ » Тилля Тепе » tt-073

tt-073

Головная подвеска. Золото. Тилля тепе. I в. н. э.
В реальном размере 1012x792 / 132.4Kb
1848 2 5.0

Добавлено 14.04.2009 baktria

Всего комментариев: 2
0  
1 baktria   (02.06.2015 17:40) [Материал]
В ЗАСТАВКЕ: Головная подвеска «государь-драконоборец». Золото. Тилля тепе. I в. н. э. (погребение 2).

В.И. Сарианиди Храм и некрополь Тиллятепе.// М.: 1989. 240 с. ISBN 5-02-009438-2//Глава вторая. Некрополь Тиллятепе.

Видимо, с тиары конической формы свисали вниз золотые головные подвески, условно названные «государь и драконы», литые, с одинаковыми двусторонними изображениями, т.е. их, вероятно, носили так, чтобы они были видны со всех сторон. Обе они сохранили сверху кольца, при помощи которых крепились на месте. В центре каждой подвески помещена фронтально развёрнутая человеческая фигурка со спокойным, бесстрастным лицом, узкими, по-рысьи поставленными глазами, отчёркнутыми сверху тонкими линиями бровей. Утолщённая складка лба, нависающая над переносицей, украшена в середине индийской точкой-тикой. Прямой, чуть расширяющийся на конце нос с выделенными ноздрями, узкая щёлка рта и выступающий волевой подбородок дополняют общий властный и суровый облик государя. Голову его венчает корона, в основании которой помещён рельефный с косыми насечками ободок, от которого вверх поднимаются ступенчатые пирамидки, инкрустированные бирюзовыми и лазуритовыми вставками.

Из-под короны по обе стороны лица пышными прядями спускаются тщательно расчёсанные волосы, расчленённые косыми буклями. Шею, по-видимому, украшает гривна, ниже которой видна рубаха с глухим (59/60) воротом. Поверх рубахи надет короткий кафтан, перехваченный в узкой талии кушаком, из-под которого широко в стороны расходятся складчатые полы. Кафтан полураспахнут на груди так, что плотно обтягивает лишь торс человека. Складчатые рукава на широко расставленных в стороны руках заканчиваются узкими манжетами, из-под которых высовываются сжатые в кулак кисти. Из-под кафтана вниз спускаются длинные стилизованные одеяния в виде пышной юбки, украшенные крупными бирюзовыми вставками-миндалинами. Из-под подола, возможно, высовываются носки обуви. Менее вероятно, что здесь изображены длинные складчатые штаны того типа, что сохранила статуя царевича из Шами.

По обе стороны от государя расположены фигуры крылатых фантастических существ типа грифонов, богато инкрустированные бирюзовыми и гранатовыми вставками. Рогатые лошадиноподобные морды с широко разинутыми зубастыми пастями, выделенными мускулами желваков и зло прижатыми ушами передают явно устрашающий образ монстров. Изогнутая шея украшена вздыбленной гривой из торчащих вверх выпуклых бирюзовых миндалин. Она переходит в неестественно выгнутое назад туловище. Небольшие крылья разделены перегородками на ячейки, инкрустированные самоцветами, которые скорее всего передают оперение. Короткие передние лапы с бирюзовыми вставками-копытами упираются в кулаки широко расставленных рук государя. Задние лапы вывернуты в обратную сторону; между ними пропущены длинные хвосты, концы которых, извиваясь, продолжаются под животами чудищ. От этой сложной композиции вниз спускаются витые золотые цепочки, образующие ажурную сетку, украшенную золотыми же миниатюрными дисками и фигурными, инкрустированными бирюзой и сердоликом розетками. Сильно изогнутые с закрученными концами рога охвачены рельефными поперечными кольцами; глаза инкрустированы ромбическими выпуклыми сердоликовыми вставками прозрачного жёлтого цвета.

0  
2 baktria   (02.06.2015 17:41) [Материал]
Композиция передаёт сцену борьбы государя-драконоборца. Этот мотив широко распространён в древнейшем искусстве Передней Азии Однако близкие композиции имеются и в греческом искусстве, причём, подобно бактрийским подвескам, и здесь чудища показаны в той же иконографической позе (стоящие на задних ногах) и той же стилистической манере (крылатые с рогатыми, повёрнутыми в сторону головами). Однако греческие композиции скорее всего являются следствием влияния искусства Древнего Востока и в первую очередь Ирана на искусство Греции. Покрой костюма государя представляет смесь типично скифских (кафтан с левым запахом, перетянутый кушаком) и ахеменидских (юбка) одежд.

Особый интерес представляют вывернутые назад лапы драконов — стилистический приём, особенно характерный для искусства сибирского звериного стиля.

ПУБЛИКАЦИЯ

©В. И. САРИАНИДИ, 1989

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]