Приветствую Вас Гость!
Суббота, 20.04.2024, 15:42
Главная | Регистрация | Вход | RSS| Страницы истории Афганистана

БИБЛИОТЕКА [44] КАБУЛЬСКИЙ МУЗЕЙ [56] МЕМУАРЫ [10] МУЗЕИ [91]
ОБЕЛИСКИ [41] САЙТЫ [8]

Главная » Фотоальбом » БАЗЫ ДАННЫХ » МУЗЕИ » «АФГАНКА»

«АФГАНКА»

Свободной женщине Востока...
В реальном размере 1200x1200 / 139.6Kb
1426 2 5.0

Добавлено 24.06.2014 baktria

Всего комментариев: 2
0  
1 baktria   (24.06.2014 20:56) [Материал]
В ЗАСТАВКЕ: Статуэтка «Афганская женщина, сбрасывающая чадру»: выполнена по модели Елизаветы Родионовны Трипольской (1881-1958); фарфор, лепка, надглазурная полихромная роспись, разделка золотом; высота 22,5 см. марка: в тесте «серп и молот с шестеренкой » в круге, именник формовщика «ИК» [формовочный мастер И. Кузнецов]; красная надглазурная «made in russia» для изделий на экспорт. Россия, Ленинградский Фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова (бывший императорский фарфоровый завод), кон. 1920-х – 1930-е гг., (Figurine en porcelaine polychrome «femme afghane enlevant sa burqa» d'apres Еlisaveta Тripolskaya. Manufacture Lomonossov (ancienne manufacture imperiale), leningrad).



«Афганская женщина, снимающая чадру», ЛФЗ, 1928 (в производстве 1931-1936), фарфор, надглазурная роспись. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, марка в тесте: серп, молот и шестерёнка, метка в тесте - ИК (формовщик И. Кузнецов). На подножье изображена развёрнутпя карта Афганистана с обозначением реки Кабул. Высота 22,5 см., [1200 x 1200 пикс., 130 Кб., www.auction-ruseasons.ru].



«Афганская женщина, сбрасывающая чадру», 1929, надглазурная полихромная роспись, золочение; выс. 20,6; ГФЗ, частное собрание. На подножке по кругу по-русски, английски и китайскими иероглифами надписаны названия стран СССР, India, [1060 x 1469 пикс., 268 Кб. и 1055 x 1469 пикс., 245 Кб].



«Афганская женщина, сбрасывающая чадру», 1929, надглазурная полихромная роспись, золочение, выс. 21,2, ГФЗ, ГМЗ "Петергоф", [1285 x 1401 пикс., 346 Кб].
Ответ: ОБ АВТОРЕ:



Елизавета Родионовна (Радионовна) ТРИПОЛЬСКАЯ* [19/31. 11. 1881, село Опошня Полтавской губернии, Малороссия - 6. 11. 1958, Баку], художница, скульптор-керамист. Член СХ Азербайджана - 1928. Из дворянской семьи крупных землевладельцев-помещиков Полтавской губернии**.

Художественное училище в Полтаве (1896, серебряная медаль), по другим сведениям - Полтавский институт благородных девиц (1889-96, с серебр. медалью); получила начальное профессионально-художественное образование под руководством Вас. Алексеевича Волкова, в Петербургской художественной школе Общества поощрения художеств (у графиков А. Ционглинского, Д. Кардовского, СПб.), изучала искусство пластики в мастерских Л. Шервуда, В. Беклемишева, Р. Баха в СПб. Стажировалась в Париже (в студии Н. Аронсона и в мастерской Вьежаля, 1906-07). Сотрудничала с Миргородской фарфоровой фабрикой, работала над декорированием здания Полтавского земства.

В 1927 - (1928/29) годах Т., (вероятно в качестве еще студентки ВХУТЕИНа - ), выполнила для Ломоносовского фарфорового завода (ГФЗ) несколько скульптур: „Восточная женщина”, „Афганка” („Восточная женщина, закутанная в чадру” и „Восточная женщина, снимающая чадру”), „Восточный носильщик (Амбал)”.

Выполняла образцы форм и росписи чайной посуды, потретные бюсты, бапельефы (И. Крылов, Н. Гоголь) и скульптура, аллегорические фигуры, образцы монументального декора и проч. Среди работ: «Портрет мальчика» (1908, мрамор, экспонировалась на Весенней выставке в Петербурге); терракотовые бюсты девушек, анималистическая скульптура (изображение собак, свиней, коров), бюсты сельских мужиков „Дядька Кривонос”, „Крестьяне”, молодиц – „Цокотуха” (1909, Куинджевская премия). Гипсовый этюд „Свинья”; бронзовая статуэтка „Английский хорт” (1910, выставлены на третьей выставке картин группы художников в Киеве). «Головка ребёнка» (1910, мрамор, весенней выставке в Петербургской академии художеств, 1911); „Застыдилась”, „Паниматка”, Дядька Кривонос” (четвертая выставка украинских художников, 1911). Скульптуры „Осетин” (гипс), „Панна” (гипс) и „Крестьянин” (глина). Модель пьедестала для памятника Екатерине II в Екатеринославе (ныне Днепропетровск, 1911-14 годы). Шахматные фигуры „Индустриализация и сельское хозяйство” (фарфор, лепка, полихромная роспись, собрание Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, 1934, Дмитровский фарфоровый завод)..

В 1920-х годах командирована ВХУТЕИНом в Баку. Возможно, стажировка совмещалась с её обучением в Высшем художественно-техническом институте, открытом в Петрограде в 1922 году на базе Академии художеств. С 1922 года жила в Баку.

Памятник В. И. Ленину. Бронза. Майолика. 1927. Ашхабад (в соавторстве с архит. А. А. Карелиным и керамистом Н. И. назаровым). Оформление здания русско-персидской ярмарки; Памятник В. И. Ленину. Бронза. Майолика. 1927. Ашхабад (в соавторстве с архит. А. А. Карелиным и керамистом Н. И. Назаровым). Статуя Хуршид Бану Натаван на фронтоне музея Низами. Оформление здания кино-театра им. Низами в Баку. Оформление старого здания ТЮЗа (в соавторстве с арх. М. Гусман, все Баку). Произведения в собраниях ГРМ, Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, Музея Дмитровского фарфорового завода, частных коллекциях.

0  
2 baktria   (24.06.2014 20:56) [Материал]
Персональная выставка в Музее Искусств им. Мустафаева (1955. Баку). Почти полностью оглохла вследствии перенесённого в 1918 году тифа. Умерла от последствий инсульта в клинике Кировского института в Баку. Тело первоначально погребено на Арменикедонском кладбище, в ноябре-дек. 1982 племянник художницы - Олег Влад. Трипольский перезахоронил прах на Новом кладбище рядом с могилой своей матери. На установленном им надгробии имеется надпись: "От Союза Художников Азербайджана" [при составлении справки использованы информация и материалы сайта www.ourbaku.com], фото скульптора из собрания .

* в литературе и источниках встречаются разные формы написания имени, отчества и фамилии художницы: Екатерина, Романовна, Илларионовна, Трыпильская, Троепольская.

** Отец: Родион Павлович, служил по земству; в 1918 году убит грабителями в своём имении на глазах дочери, мать: Мария Феликсовна (ум. до 1910) - владельцы имений в Опошне и Зенькове в Полтавской губ. Братья: Сергей (1875 - 6. 12. 1920), офицер, участник Белого движения, расстрелян в Крыму; Дмитрий (18. 11. 1877 - не ранее 1. 08. 1923), Николаевское инж. уч-ще в СПб. (1898, по первому разряду) полковник (1923), член Приемной Комиссии при Главном Инженерном Управлении в СПб., в эмиграции в Сербии (Махач), позднее - в Загребе; Владимир (1. 01. 1883, Зеньков Полтавской губернии – 18. 09. 1942, Долинка, Карлаг), Полтавский кадетск. корпус, Томский Технологический институт; был помощн. Управляющего, инженер-строитель Мургабского Государева Имения Удельного ведомства (Байрам-Али, 1913-20), выезжал с командировками в Афганистан, с 1925 года переехал с женой и сыном Олегом (1923) в Баку, в 1935 арестован, погиб в заключении, реабилитирован 23. 12. 1959. Георгий (8. 02. 1894 - июль 1974), Елисаветградское кавалерийское училище, офицер 10-го уланского полка, монархист, уч. Белого Движения в рядах Добровольческой Армии и ВСЮР, в эмиграции в Белграде, в в Русском Корпусе, после 1945 - в США (Glen-Cove), тело погребено на на Русском Православном кладбище в Ново-Дивеево17. 07. 1974; Николай(26. 03. 1896 - 6. 05. 1972), Петровский Полтавский Кадетский Корпус (1914), вольноопределяющийся во ВСЮР, в эмиграции в Югославии (Скопле), с 1945 вместе с женой - Верой Никол. Гржетич в США у брата.



«Афганская женщина, закутанная в чадру», 1928; Е. Р. Трипольская, роспись М. П. Кирилловой. Надглазурная полихромная роспись, золочение; высота:22; ГФЗ [Государственный Фарфоровый завод, Ленинград], частное собрание, [585 x 1492 пикс., 168 Кб].

© Архив Вероники Трепольской (фото Е. Р. Трипольской)
© «Наш Баку»
© Punto di vista

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]