Приветствую Вас Гость!
Воскресенье, 16.12.2018, 10:40
Главная | Регистрация | Вход | RSS| Страницы истории Афганистана

БИБЛИОТЕКА [27]КАБУЛЬСКИЙ МУЗЕЙ [36]МЕМУАРЫ [9]МУЗЕИ [49]
ОБЕЛИСКИ [21]САЙТЫ [5]

Главная » Фотоальбом » БАЗЫ ДАННЫХ » МУЗЕИ » ТОПОР ДЕРВИША

ТОПОР ДЕРВИША

Молодой дервиш с ритуальным топором. фото , собрание МАЭ. Колл. № 1788-2.
В реальном размере 797x895 / 198.9Kb
144 5 5.0

Добавлено 10.03.2018 baktria

Всего комментариев: 5
+1  
1 baktria   (10.03.2018 12:21)
В ЗАСТАВКЕ: Молодой дервиш с ритуальным топором. фото , собрание МАЭ. Колл. № 1788-2.

ДАР МИХАИЛА ВЕЧЕСЛОВА



ТОПОР. Афганистан, конец XIX — начало XX в. Собрание МАЭ. Инв. № 3418-2. Афганцы. Инв. № 3418-2. Происхождение: из коллекции М.Г. Вечеслова (в дар), 1926 г.

Сталь, латунь/золото (?); ковка, шлифовка, полировка, гравировка, насечка. Ширина клинка со втулкой 12,5 см. Клинок стального топора с одной стороны орнаментирован грубо гравированным изображением двух расположенных друг напротив друга птиц , а с другой — абстрактным орнаментом из стилизованных деревьев (буте) и линий.

Ближе к втулке с обеих сторон над гравированной чертой, отделяющий основной декор клинка, расположены столь же грубо гравированные надписи, почти не поддающиеся прочтению. Однако на одной стороне все же возможно чтение имени علی ’ali — Али, подразумевающее с очевидностью имама Али, и с большой долей сомнения — словосочетание شاه حسین — šah husein — «шах Хусейн», т.е. воззвание к имаму Хусейну (рис. 62г). Самая верхняя часть клинка и втулка оформлены соответственно квадратом и изображением, напоминающим щит, выполненными латунной/золотой (?) насечкой. Обе фигуры окружены латунной/золотой (?) рамкой, равно как и края топора, за исключением лезвия. На обухе — квадрат в двойной квадратной раме, тоже исполнен латунью/золотом (?).

Сохранность хорошая, но имеются царапины и коррозия. ТЕКСТ ОПИСАНИЯ: Е.И. Малозёмова. см. цит. источник, стр. 524-25, там же фотографии единицы хранения.

ТЕКСТ ПО: Образы и знаки в традициях Южной и Юго-Западной Азии. (LXI Сборник МАЭ, ответственный редактор и составитель М.А. Родионов). — СПб.: МАЭ РАН, 2015. — 548 с.

СБОРНИК МУЗЕЯ АНТРОПОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ LXI//ОБРАЗЫ И ЗНАКИ В ТРАДИЦИЯХ ЮЖНОЙ И ЮГО-ЗАПАДНОЙ АЗИИ, Санкт-Петербург, 2015 [PDF] СКАЧАТЬ на сайте kunstkamera.ru.

О М.Г. ВЕЧЕСЛОВЕ см. на нашем сайте ВЕЧЕСЛОВ

© Е.И. Малозёмова, 2015
© МАЭ РАН Электронная библиотека. 2015
© СИА (сканирование текста и фото), биограф. справка М.Г.Вечеслова, 2018

+1  
2 baktria   (10.03.2018 12:27)
ПРИЛОЖЕНИЕ I

О ТОПОРАХ ДЕРВИШЕЙ

Е.И. Малозёмова, Холодное оружие народов Ближнего Востока в коллекциях МАЭ

<...> С ритуалами мухаррама в определенной степени связана и целая коллекция довольно больших по размеру топоров МАЭ— одна из лучших и интереснейших в оружейном собрании музея. Таких топоров одиннадцать. Большая их часть привезена из Ирана В.А. Ивановым, А.А. Ромаскевичем и В.А. Жуковским: кат. № 53–60. <...>

Такие топоры, с одним или двумя клинками и навершиями в виде копья или полусферы, были очень распространены в Иране на протяжении всего XIX и даже, как представляется, конца XVIII в., хотя предметы вооружения похожей формы можно увидеть на миниатюрах, относящихся к более раннему времени, начиная с конца XIV в.

Топоры, сохраняющие такую или похожую форму в XVIII–XIX в., как и прежде, были связаны с представителями суфийских сообществ, которых обычно называют дервишами (перс. — «бедняк, странник»). Известный исследователь иранского оружия М.М. Хорасани пишет о таких топорах именно как об оружии дервишей [Khorasani 2006: 357–359].

Все сопровождавшие дервиша в жизни вещи — сумку, чашу для подаяния кашкуль, топор (илл. 13, 14) и др. — обеспечивал ему его орден. К XIX столетию эти изначально функциональные вещи стали почти исключительно символическими. Есть мнение, что стальной топор показывал непоколебимую веру дервиша и его готовность сражаться во имя божественной справедливости [Artisans 2010: 137].

По замечанию востоковеда-ираниста В.А. Иванова, топоры нужны им для «борьбы со страстями, которые представляются разгоряченному воображению дервиша в плотском образе, так как, придя в экстатическое состояние, дервиш размахивает топором, восклицая: “Теперь я поразил такой-то порок, такую-то страсть”» (Оп. колл. 2548).

Эта характеристика приведена В.А. Ивановым в музейной описи относительно самого простого по внешнему виду топора из трех, привезенных им в 1913 и 1915 гг. в музей. Этот небольшой топор № 2145-49 (см. PDF, кат. № 54, стр. ) представляет собой вполне функциональное оружие и по форме очень похож на топоры, которые известны по изображениям дервишей (самое ранее из которых относится к 1806 г.), представляющих членов активизировавшегося в Иране XVIII–XIX в. ордена Ниматуллах и часто одного из ярчайших представителей этого ордена шейха Нур Али-Шаха (1757–1798 гг.). <...>

В описи этот топор назван приседельным. Как приседельные характеризуются и топоры № 2145-48 а, b, c (кат. № 53) и № 2148-1 (кат. № 58), тоже привезенные В.А. Ивановым. Они отличаются по размеру, стилистике - № 2148-1 (кат. № 58) двухклинковый), декору, но в описях, составленных на основе краткой характеристики и описаний собирателя, к ним применяется термин табарзин (от. перс. — tabar-e zin, букв. «приседельный топор»). Этот термин обычно употребляется по отношению к топорам меньшего размера и чуть отличной формы (в коллекции МАЭ есть один похожий топор № 3466-11 — кат. № 63).



Дервиш. МАЭ. Колл. № 3194-15

Среди топоров такого типа особенно примечательны сделанные мастером Лотф Али, работавшим в Иране в 1730-х годах, т.е. во время правления шаха Надира. Работы этого мастера очень узнаваемы: они примерно одного размера и оформлены с обеих сторон растительным орнаментом в технике оброна, в который вплетаются либо фигуративные изображения, либо надписи, продолжающиеся и вокруг основного поля. Подпись мастера и год создания обычно помещаются в фигурном картуше на обухе или на плоскости около него. На схожесть оружия, сделанного руками этого мастера, указывает известный исследователь А.С. Меликян-Ширвани, проанализировавший два топора работы Лотф Али [Melikian-Shirvani 1979а: 240–241].

+1  
3 baktria   (10.03.2018 12:28)
Он ещё замечает, что мастер работал над программой оформления своих топоров сам, а не по заказу, поскольку не обозначено имя патрона, ориентируясь, таким образом, на возможно разных владельцев-покупателей, т.е. работал на рынок. Это вписывается в традицию иранских мастеров, которые сами создавали свои вещи, руководствуясь собственными представлениями, а не указаниями правящих или неправящих заказчиков

Ещё один топор этого мастера находится в частной коллекции С. Кузнецова [Восточное оружие 2013: 208–209]. На одном топоре Лотф Али исполнены известные бейты иранского поэта XVI в. Абд-Аллаха Хатефи, в котором присутствует слово табарзин, что лишь подтверждает правильность определения таких топоров как приседельных. А.С. Меликян-Ширвани полагает, что традиция нанесения этих стихов началась еще при Сефевидах [Melikian-Shirvani 1979а: 240] и продолжалась вплоть до XIX в., поскольку эти же стихи есть и на топорах из коллекции МАЭ (кат. № 59, 67), исполненных в XVIII–XIX в. Этот факт свидетельствует в пользу того, что по крайней мере с рубежа XVIII–XIX столетий и в последующий период термин табарзин употреблялся и для обозначения довольно больших топоров, что, в свою очередь, согласуется с данными В.А. Иванова.

Топор № 2145-48 a, b, c (кат. № 53) в описи назван очень старинным (Оп. колл. 2145). На нем изображены два обернувшихся назад льва (символ имама Али) [Khorasani 2006: 357–359], хотя есть мнение, что образ льва был и символом бесстрашия [Artisans 2010: 131]. Воспоминания об имаме ‘Aли присутствуют на обухе топора из коллекции МАЭ (кат. № 65), где написано воззвание «О, ‘Али!»

Возможно, об Али напоминают и изображения волков или собак на топоре (кат. № 58), если вспомнить словосочетание kalb-е ‘аli и его смысл.

Топоры (кат. № 53, 59, 61, 67) входят в группу из восьми топоров (кат. № 55, 56, 57, 60), объединенных почти одинаковой формой (кат. № 55 двухклинковый, но в Иране каджарского времени большие двухклинковые топоры тоже встречались часто), размером, сходной стилистикой оформления.

К этой же группе можно добавить и два двухклинковых топора (кат. № 64, 65), которые, правда, чуть меньше остальных и по размерам соответствуют топору № 2548-1 (кат. № 58). Использование в описи колл. 2145 термина табарзин по отношению к одному топору из этой группы (кат. № 53) позволяет распространить его и на остальные.

У топора (кат. № 59) имеется вычурной формы, напоминающей голову драконовидного существа, как представляется, индийского макара, обух. Этот образ стал популярным в Иране XIX в., хотя изображения таких персонажей в похожей стилистике известны и для топоров этого типа, относимых исследователями еще к XVII в. [Żygulski 1979: 229–130]. Аналоги этому топору есть и в индийском фонде МАЭ, и в коллекциях других музеев.

М.М. Хорасани замечает, что по свидетельству путешественников, посетивших Иран в XIX в., оружие, в частности топоры затейливых форм, одинарные иди двойные, иногда декорированные золотом и серебром, находились в числе предметов, которые были у дервишей. М.М. Хорасани полагает, что в данном случае речь идет об историческом оружии, которое любили использовать дервиши [Khorasani 2006: 357–358].

СБОРНИК МУЗЕЯ АНТРОПОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ LXI//ОБРАЗЫ И ЗНАКИ В ТРАДИЦИЯХ ЮЖНОЙ И ЮГО-ЗАПАДНОЙ АЗИИ, Санкт-Петербург, 2015 [PDF] СКАЧАТЬ на сайте kunstkamera.ru.

© Е.И. Малозёмова, 2015
© МАЭ РАН Электронная библиотека. 2015

+1  
4 baktria   (10.03.2018 12:32)
ПРИЛОЖЕНИЕ II

Группа Дервишей. Фергана, 1899.



Ферганская область. Группа дервишей. 1899 г. Я.Я. Лютче. Оседлое население Западного Туркестана. МАЭ. Колл. № 512-143.

На снимке коллекции Я.Я. Лютче изображена группа дервишей в живописных лохмотьях. Эти артисты часто переезжали с места на место, их приглашали на свадьбы, обряд обрезания и прочие торжества, которые не обходились без музыкантов.

См.: Формирование и основное содержание иллюстративного фонда ОЦА МАЭ, ДОКУМЕНТ В ФОРМАТЕ PDF (7.98 Mb), стр. 76/103. Там же на стр. 78/105 есть фото Календара в полном дервишском одеянии. 1909. Хивинское ханство. А.Н. Самойлович. МАЭ. Колл. № 1398-30 и группы дервишей, 1909, Самарканд. Н.Н. Щербина-Крамаренко. Оседлое население Западного Туркестана. МАЭ. Колл. № 1487-15 (стр. 80/107).

© МАЭ РАН Электронная библиотека

+1  
5 baktria   (10.03.2018 13:05)
ОБ АВТОРЕ

Елена Игоревна МАЛОЗЁМОВА [197], научный сотрудник Отдела «Арсенал» Государственного Эрмитажа (2001), кандидат исторических наук (2008, «Иранское холодное оружие IX-XIX веков»/специальность «Этнография, этнология, антропология» по материалам коллекций Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого/Кунсткамера).

Окончила кафедру иранской филологии Восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета (1996-2001 с дипломом бакалавра и магистратуру по программе «Культурология»). Основная сфера научных интересов: холодное оружие Ирана, художественная культура стран Ближнего Востока и Центральной Азии. Старший преподаватель кафедры междисциплинарных исследований в области языков и литературы Факультета свободных искусств СпГУ.

Член редколлегии журнала «ИСТОРИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕВЕДЕНИЕ».

Замужем, двое сыновей.

ИРАНСКОЕ ХОЛОДНОЕ ОРУЖИЕ IX-XIX ВВ. (автореф. диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук, 2008)

Соч.: Малоземова, Елена Игоревна. Образы животных в оформлении иранского холодного оружия / Е. И. Малоземова. - С .129-146// Бестиарий III. Зооморфизмы в традиционном универсуме [] : [сборник] / Рос. акад. наук, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) ; [отв. ред.: М. А. Родионов]. - Санкт-Петербург : МАЭ РАН, 2014. - 246, [2] с. : ил. - Рез. англ. - Библиогр. в конце ст. - 200 экз. - ISBN 978-5-88431-271-5

Малоземова Е.И. Архив князя И.Д. Салтыкова и собрание восточного оружия Эрмитажа//Война и оружие. Новые исследования и материалы.Труды VII Международной научно-практической конференции. 2016 г. (В 5 томах), т.IV. С. 223-342.

Курочкин А.Ю., Малоземова Е.И. Восточная миниатюра как источник по изучению истории оружия//Война и оружие. Новые исследования и материалы 2017. Часть 3 Труды Восьмой Международной научно-практической конференции 17–19 мая 2017 года. В четырех частях. — СПб.: ВИМАИВиВС, 2017. — 581 с.

Е.И. Малозёмова, «ОРУЖИЕ СУФИЙСКИХ МИСТИКОВ» на hojja-nusreddin.livejournal.com

Е.И. Малозёмова, ЗНАМЕНА В РИТУАЛАХ ПОМИНОВЕНИЯ ИМАМА ХУСЕЙНА В ИРАНЕ PDF (306 Kb) на hermitagemuseum.org.

Е.И. Малозёмова, ИРАН И РОССИЯ В КУЛЬТУРНОМ ДИАЛОГЕ: «РУССКО-ИРАНСКАЯ» САБЛЯ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭРМИТАЖА PDF (129 Kb) на gup.ru

© bartria/СИА, 2018

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]