Приветствую Вас Гость!
Суббота, 24.06.2017, 15:19
Главная | Регистрация | Вход | RSS| Страницы истории Афганистана

Ай Ханум [38]BACTRIAN IDOLS [7]Клад Окса [23]Тахти Сангин [8]
Тепе Заргаран (Балх) [1]Термез [16]Тилля Тепе [47]

Главная » Фотоальбом » АРХЕОЛОГИЯ » Термез » ГОЛОВА БУДДЫ

ГОЛОВА БУДДЫ

Голова статуи Будды, гипс, следы краски и позолоты. Конец III - первая пол. IV вв., городище Зартепа, Старый Термез, найдена раскопками 1980 года.
В реальном размере 698x900 / 79.9Kb
595 2 5.0

Добавлено 04.01.2015 baktria

Всего комментариев: 2
0  
1 baktria   (04.01.2015 17:53)
В ЗАСТАВКЕ: голова статуи Будды, гипс, следы краски и позолоты. Конец III - первая пол. IV вв., городище Зартепа, Старый Термез, найдена раскопками 1980 года.

Абдуллаев К. А., Завьялов В. А.: «Широко известна роль кушанского государства в распространении буддизма и становлении его как одной из трех мировых религий. Несмотря на то, что буддизм, по-видимому, так и не стал официальной и единственной религией Кушанской империи, он тем не менее достаточно далеко проник в самые отдаленные северные ее пределы. Наглядным примером распространения буддизма могут служить многочисленные памятники кушанского времени на юге Узбекистана, характер которых позволяет рассматривать появление здесь буддизма как вторжение целого разработанного религиозно-культурного комплекса, нашедшего отражение в архитектуре, живописи, терракоте и керамике. Интересно отметить, что в крупных древних городах, таких, как Дальверзин, Дильберджин, Зар-тепе (Пилипко В. Н. Расколки Святилища позднекушанского времени на городище 3ар-теле.- В кн.: Бактрийские древности. Л., 1976, с. 59-68.), Айртам (Пугачеnкова Г. А. Новые данные о художественной культуре Бактрии.- В кн.: Из истории античной культуры Узбекистана. Ташкент, 1973, с. 97, 99-103.), обнаружены буддийские святилища, а в ряде случаев и ступы. Особое значение имеет Старый Термез с его ансамблем связанных с буддизмом сооружений, в числе которых пещерный монастырь Кара-тепе, комплекс Фаяз-тепе, ступа 3урмала, что, возможно, указывает на ведущую роль этого городского центра в распространении буддизма в этом регионе. В пользу такого предположения свидетельствует также уменьшение количества находок буддийского характера на более удаленных от Термеза городищах и поселениях.

Начиная с 1975 г. на городище 3ар-тепе проводятся исследования жилого квартала, расположенного в юго-восточной части памятника. Жилая застройка изучается одновременно по двум верхним строительным горизонтам, относящимся к финальному периоду обживания этого участка древнего города. В процессе раскопок квартала и некоторых других объектов городища был обнаружен ряд изделий, так или иначе связанных с буддистской традицией и свидетельствующих о распространении данной религии среди городского населения. В числе обнаруженных материалов - скульптурная головка Будды из алебастра...

Алебастровая головка Будды найдена в 1980 г. на глубине 10 см под третьим уровнем пола помещения жилого квартала 92 (раскоп 6), относящегося ко II строительному горизонту (рис. ЗАСТАВКИ). Учитывая то обстоятельство, что северо-северо-западная стена помещения, близ которой была обнаружена головка, заканчивается на уровне третьего пола, можно полагать, что находка относится к строительным остаткам 11 1 строительного горизонта, лежащего ниже.

0  
2 baktria   (04.01.2015 17:54)
Головка Будды оттиснута в глубокой матрице. Сохранившаяся ее высота - 8 см. Сохранность головки удовлетворительная, отколоты кончик носа и верхняя часть правого уха. На лицевой поверхности сохранились следы светло-коричневой краски, поверх которой был нанесен тонкий слой позолоты. За ушными раковинами наблюдаются тонкие рельефные линии, образованные в результате тиснения. Затылочная часть обработана вручную и имеет форму двух полушарий. На темени - довольно глубокое отверстие, возникшее в результате недостаточной проработки тыльной стороны. На тыльной стороне слева выступает валик, образованный
краем заготовки. Лицо удлиненное, округлый, несколько сглаженный подбородок выражен слабо, маленький рот чуть приоткрыт, в уголках губ небольшие углубления, крылья носа подчеркнуты тонкой линией, спускающейся на верхние губы. Слегка выделенные дугообразные брови почти сходятся на переносице, продолжая линию носа. Четко проработаны верхние веки, глазное яблоко с нижними веками навыкате. Лицо обрамляет прическа с выступающей на темени уmиишей, переданная наколами.
Уши удлиненной формы, с вытянутыми мочками и слабо проработанными ушными раковинами, мочка правого уха немного короче мочки левого.

По тыльной стороне головки видно, что она была частью пристенной скульптуры. Как показывают раскопки в Хадде, где были найдены многочисленные головки будд и бодисатв, изготовленные из гипса при помощи матриц, они, как правило, применялись для оформления культовых сооружений типа ступа или постамента статуи Будды. По всей вероятности, и наша головка использовалась для этой же цели. При раскопках Кара-тепе были найдены фрагменты фигурок из мергелистого известняка, окрашенных красной краской и позолотой, которые Б. Я. Ставиский рассматривает как часть одного и того же барельефа, возможно украшавшего нижнюю часть ступы. Как полагает Г. А. Пугаченкова, широкое применение гипсовой скульптуры наиболее характерно для позднегандхарского искусства».

ИСТОЧНИК: Абдуллаев К. А. (Самарканд), Завьялов В. А. (Ленинград) — Буддийские мотивы в городской культуре позднекушанского времени (По материалам Зар-тепе), Вестник древней истории, 1985, № 4. с. 111-121, М., изд. «Наука», Тираж 5269 экз.

© К. А. Абдуллаев
© В. А. Завьялов
© ВДИ, № 4, 1985 (сдано в набор 20.08.85 Подписано к печати 28.10.85).

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]