Приветствую Вас Гость!
Пятница, 19.04.2024, 05:58
Главная | Регистрация | Вход | RSS| Страницы истории Афганистана

КАБУЛ [41] TAPA-E TAJBEK [24] DARULAMAN PALACE [9] OTHER AREAS [45]
Балх [12] ГЕРАТ-БАДГИС [32] Калай-и Нау [2] Мазар-и Шариф [35]
Пул-и Хумри [2] СРЕДНЯЯ АЗИЯ [9] Тахар-Бадахшан [14] Ташкурган (Хульм) [160]
Фарьяб-Джаузджан [3]

Главная » Фотоальбом » ГОРОДА И ВЕСИ » Ташкурган (Хульм) » ЛЕГЕНДА О КАМНЕ В ХУЛЬМЕ

ЛЕГЕНДА О КАМНЕ В ХУЛЬМЕ

Кишлак у дороги на Саланг, лето 1988. Из личного архива п/п-ка Б.В.Быстрова. Размеры фото (при бланкировании немного уменьшены от оригинала: 1888 Х 1342; 660 Кb. Фото выровнено и редактировано
В реальном размере 1888x1342 / 660.3Kb
787 2 5.0

Добавлено 29.06.2018 baktria

Всего комментариев: 2
+1  
1 baktria   (29.06.2018 22:31) [Материал]
В ЗАСТАВКЕ: Кишлак у дороги на Саланг, лето 1988. Из личного архива п/п-ка Б.В.Быстрова. Размеры фото (при бланкировании немного уменьшены от оригинала: 1888 Х 1342; 660 Кb. Фото выровнено. Для скачивания в полномасштабном размере наведите курсор на нижний обрез фото.

Авторское название: "Кишлак у дороги на Саланг".

Скан фото публикуется впервые (?) с любезного разрешения правообладателя.

А.Г. Юрченко КНИГА КАМНЕЙ. Чудеса мира в восточных космографиях

§ 22. НЕВИДИМЫЙ ЗВУК

Хульм — средневековый город в двух днях пути от Балха (Афганистан). В книгах о чудесах мира* утверждалось, что в его окрестностях был большой камень, упавший то ли с неба, то ли с гор. Удивительная особенность этого места заключалась в следующем: сидящие по разные стороны камня не слышат друг друга, при условии что они не видят друг друга.

Какие бы истории о камнях ни рассказывали любители диковинок, в первую очередь перед тем, как объяснять загадку, следует выяснить, что же было на самом деле. Например, автор персидской космографии в Хульме никогда не был и передает сочиненный кем-то рассказ. «В Балхе есть селение. Называют его Хулм. Там в поле упал камень величиной с конную статую. Если один сядет по эту сторону камня, а другой по ту сторону, так, чтобы не видеть друг друга, кричи и вопи они хоть тысячу раз, ни этот не будет слышать крик того, ни тот крик этого. Если же они будут видеть друг друга и разговаривать спокойно и тихо, то услышат друг друга» [Чудеса мира. 328].

Среднеазиатский географ Махмуд ибн Вали (XVII в.)** читал об этом камне и при случае решил разыскать его, видимо, с целью убедиться в истинности прочитанного. Как и положено ученому, он сначала излагает содержание текста, который привлек его внимание, а затем сообщает о своем расследовании.

«Автор „Тухфат ал-гара’иб“ говорит: в Хульме есть камень, величиной с дом. Если кто-нибудь сядет по сторонам камня так, чтобы один другого не видел, то как бы громко они ни кричали, голоса друг друга не услышат. Когда же будут друг друга видеть, то хотя бы они разговаривали тихо, они голоса друг друга будут слышать. Жители тех мест называют тот камень „глухим камнем“. Пишущему [эти строки] неоднократно случалось проезжать по тому округу и расспрашивать живущих там о примечательности округа, однако об этом удивительном обстоятельстве до сего дня не было ни слуху ни духу» [Махмуд ибн Вали — Махмуд ибн Вали. Море тайн относительно доблестей благородных. (География) / Введ., пер., прим., указ. Б. А. Ахмедова. Ташкент, 1977, с. 42]. Замечательно, что местные жители ничего не знают о диковинке, которая, согласно книге о чудесах, была в их области.

Доверяя разысканиям Махмуда ибн Вали, мы имеем выбор из двух вариантов: 1) камня с такими свойствами никогда не было и рассказ о нем вымысел; 2) камень был и исчез либо утратил свои необыкновенные свойства. Последнее маловероятно.

Английский путешественник Джон Вуд***, странствовавший по Афганистану в середине XIX в., пишет, что по дороге из Кабула в Кундуз, после Бамиана, в одной из горных долин он видел замечательный камень, носивший название Жаринг-жа-ринги. Камень этот — куб в восемь футов зеленого цвета; если ударить по нему чем-нибудь твердым, он издает звук колокольного металла [Минаев И. П. Сведения о странах по верховьям Аму-Дарьи. СПб., 1879. С. 111].

©А.Г. Юрченко

+1  
2 baktria   (29.06.2018 22:31) [Материал]
Примечания baktria:

* Чудеса мира — ‘Аджа’иб ад-дунйа (чудеса мира) / Критический текст, пер. с перс., введение, коммент. и указ. Л. П. Смирновой. М., 1993. (Памятники письменности Востока. LXXX1I1). Сочинение начала XIII века, относящееся к одному из жанров средневековой персидской и арабской географической литературы - "аджа'иб". Это памятник одновременно литературный и научный, так как он является ценным источником по исторической географии целого ряда городов Северо-Западного Ирана, а также Азербайджана и др. стран Кавказа конца XII – начала XIII в.

** Махмуд бен Эмир-Вали (умер в середине XVII века), учёный, уроженец города Балха на территории современного Афганистана, автор нескольких сочинений, в 1624—1630 гг. жил в Индии, затем вернулся в Балх. Автор энциклопедического семитомного труда «Бахр ал-асрар фи манакиб ал-aхйар» (Море тайн относительно доблестей благородных, 1634—1640).

*** Джон Вуд (John Wood, 1812, Перт – 14 November 1871, Лондон), шотландец, офицер британского флота (lieut. of Indian Navy), разведчик, геодезист, топограф и путешественник, почти всю жизнь (с 1835) проведший на Востоке. С разведывательными целями исследовал труднодоступные и неизвестные прежде европейцам районы Афганистана и Памира, Кашгара, Яркенда и Хотана, первым из европейцев достиг истоков Аму-дарьи (за что был награждён почётной медалью Королевского Географич. об-ва в Лондоне). Известен так же своими путевыми очерками о Памире, об озере Зеркуль (Сарикуль, 1872). Умер от последствий перенесённых на Востоке болезней через две недели после возвращения в Англию.

Его A Journey to the Source of The River Oxus можно скачать в формате PDF ЗДЕСЬ (aventurasliterarias.com), 31.1 МБ.

©Борис Быстров, ПИО ОКСВА, 1987/1988
©aventurasliterarias.com
©Страницы истории Афганистана, 2018

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]