Приветствую Вас Гость!
Понедельник, 11.12.2017, 10:35
Главная | Регистрация | Вход | RSS| Страницы истории Афганистана

Ай Ханум [38]BACTRIAN IDOLS [7]Клад Окса [23]Тахти Сангин [8]
Тепе Заргаран (Балх) [1]Термез [16]Тилля Тепе [47]

Главная » Фотоальбом » АРХЕОЛОГИЯ » Термез » Мавзолей Термизи

Мавзолей Термизи

В реальном размере 640x480 / 71.3Kb
1625 3 5.0

Добавлено 14.07.2012 Витя

Всего комментариев: 3
+1  
1 Витя   (14.07.2012 17:21)
В ЗАСТАВКЕ: Мавзолей Хаким ал-Термези.

Ансамбль Хаким ал-Термези, возведенный в городе Термезе над могилой основателя суфийского ордена "Хакими" Абу Абдаллы Мухаммеда бини Али бини Хусейна ал-Хакими Термези, стал одной из популярнейших святынь всего мусульманского мира.

В книге Фаридиддина Аттора «Тазкират ул авлиё» Хаким Термези представлен как один из 98 шейхов, известных на мусульманском Востоке. Он родился предположительно в 749 - 750 г. по современному летосчислению. Народ чтил его, считая духовным покровителем города, и называл Термез-атой (Отец Термеза), а также Хаким Термези (Термезский мудрец).

По преданию, еще десятилетним мальчиком он получил мудрые знания из откровений явившегося ему святого старца. В молодые годы Хаким Термези был воспитанником ученых Абу Туроб Накшабия и Хизруё ибн Жалола. «Термезский мудрец» написал около тридцати сочинений духовно-философского характера, в числе которых первый историко-биографический труд о суфизме и суфиях.

В средневековье трудами Хакима Термези широко пользовался весь научный мир мусульманского Востока. Исследования этого ученого-энциклопедиста посвящены проблемам философии, истории, медицины, астрономии, строительства, юриспруденции, математики и языкознания. Хаким Термези первым создал восточный календарь.

По свидетельству некоторых источников, жил он очень долго - более ста двадцати лет, и уже в преклонном возрасте был убит и обезглавлен вторгшимися в его родной город врагами.

Захоронен в небольшой обители-ханаке, где при жизни общался с мюридами.

Позднее, в XII веке, над его погребением возвели мавзолей, богато украшенный резным орнаментом.

Рядом с усыпальницей была построена поминальная мечеть, а в начале XV в. сооружена монументальная обширная ханака - зал для мистических радений.

В этот же период над могилой Хакима Термези установлено великолепное надгробие из белого мрамора - один из шедевров камнерезного и орнаментального искусства. По мнению специалистов, во всем исламском мире нет памятника, подобного ему.

По сей день труды Хакима Термези не утратили своей актуальности. В 1971 году Каирским университетом в Египте был издан двухтомник трудов ученого на арабском языке.

+1  
2 Витя   (17.09.2013 21:38)
В юго-западной части городища Старый Термез, на возвышенном берегу Амударьи, у стен древней цитадели издали видны купола архитектурного комплекса Хакима ат-Термези. Средневековый Узбекистан дал миру немало выдающихся личностей, и один из них Иса Мухаммад ибн Савра ибн Муса ад-Даххак ас-Сулами, известный в исламском мире под именем имама ат-Термези. Он был основателем и шейхом суфийского ордена Хакими – "ордена мудрецов" и остался в истории как выдающийся мухаддис, мудрец.

Ат-Термези родился в 824 году в небольшом сурхандарьинском кишлаке Бус близ Термеза. Надо отметить, что в IX веке Термез, наряду с Бухарой и Самаркандом, был крупнейшим центром науки и культуры исламского Востока. По преданию, в десятилетнем возрасте он получил откровение от явившегося ему чудесного старца, который благословил его на изучение и толкование Корана, а также жизни, поступков и высказываний пророка Мухаммеда. Это мистическое явление оказало большое влияние на формирование философских взглядов юного ат-Термези.

В молодости он совершил хадж в Мекку, а затем на долгие годы остался жить в Аравии, где стал учеником и соратником великого знатока хадисов аль-Бухари. Там он критически переосмыслил множество толкований Корана и хадисов и создал стройную и последовательную систему взглядов на сущность веры в Аллаха и ее первого носителя – Пророка. Они были изложены в богословских трудах "Трактат о различиях и толкованиях в хадисах", "Книга о благочестии", "Книга об именах и прозваниях". Перу ат-Термези принадлежит более тридцати книг, но наибольшую известность ему принесло сочинение под названием «Большое собрание». Еще при жизни ученого оно было переведено с арабского на персидский и староузбекский языки. В нем в яркой литературной форме были изложены 408 хадисов о личной жизни, привычках, вкусах, характере и даже внешности Мухаммеда.

Сочинения ат-Термези с рассуждениями о смысле мусульманских обрядов, о различных категориях мистиков, проповеди "любви к познанию Бога" и его замечательный историко-биографический труд о суфизме и суфиях и сегодня представляют огромный интерес не только с исторической точки зрения, но и как философские труды.

+1  
3 Витя   (17.09.2013 21:41)
На склоне лет ат-Термези вернулся в родной Термез и поселился на окраине города, рядом с остатками древнего буддийского храма. Место это издавна считалось освященным молитвами. Местные жители и сегодня находят здесь каменные базы и фрагменты деталей колонн, жженые кирпичи и керамику времен Кушанского царства. В IX веке на руинах храма было возведено из сырцового кирпича четырехкупольное здание ханаки – суфийской обители. До наших дней сохранилась часть старой ханаки – обширный двор, окруженный толстыми сырцовыми стенами и полуподвальная худжра – келья суфия. По преданию, она служила шейху ат-Термези и жильем, и молельней, здесь же он общался с учениками-мюридами. Тогда же он получил прозвище Хаким ат-Термези – "мудрец из Термеза".

Когда в 892 году он скончался, то был погребен во дворе ханаки. В XI веке над могилой имама возвели мавзолей, обращенный входом на юг, а рядом пристроили чилляхану. Первоначально усыпальница представляла собой небольшое купольное сооружение с простым, даже аскетическим убранством, лишь ее купол был украшен резным ганчем. Эти древние орнаменты сохранились до нашего времени. В конце XIV века, когда край вошел в состав империи Амира Темура, у фасада мавзолея возводится новая усыпальница, а над могилой святого было сооружено величественное надгробие-сагана из белого мрамора, настоящий шедевр орнаментального камнерезного искусства. Рядом построили поминальную айванную мечеть, а в начале XV века была выстроена монументальная ханака – странноприимный дом для дервишей с обширным залом для суфийских мистических радений.

На торце надгробия ат-Термези высечена эпитафия: "Во имя того, кому восхваление. Этот маркад шейха, имама, ученого, святого Абу Абдуллаха Мухаммада бини Али Хакима Термези, да помилует его Аллах. Он был великим из великих сайидов, владел высоким красноречием, написал знаменитые сочинения и составил замечательные изречения. Он был другом Абу Абдаллаха Бухари, автора сборника «Сахих». Среди шейхов он изучил законы лучше, чем законоведы ханафийские. Скончался, да спасет его Аллах, в году 255 пророческой хиджры".

В 1990 году по решению ЮНЕСКО отмечалось 1000-летие Хакима ат-Термези. Он считается духовным покровителем города Термеза. Святой образ жизни имама, его духовные качества и философские воззрения были примером для подражания современников и стали образцом подвижничества и веры для потомков, а мавзолей Хакима ат-Термези давно превратился в место паломничества мусульман всего мира.ИСТОЧНИК

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]