Приветствую Вас Гость!
Понедельник, 10.05.2021, 00:37
Главная | Регистрация | Вход | RSS| Страницы истории Афганистана

IN MEMORIAM [37] MEDALS [44] Newspapers / Magazines [10] HERALDICA ET NUMISMATICA [43]
OTHER IMAGES [237] STONES [39] ДОКУМЕНТЫ [7] НАРОДНОСТИ [6]
ПОЧТА И ФИЛАТЕЛИЯ [19] ПРОПАГАНДА [152] СНЫ [11] «ТЕРМЕЗСКАЯ ТЕТРАДЬ» [23]
ЭКИПИРОВКА [11] БРОКГАУЗ И ЕФРОН [11] ПИО 1980-88 [6]

Главная » Фотоальбом » РАЗНОЕ » OTHER IMAGES » НАЗИДАТЕЛЬНЫЙ СЮЖЕТ

НАЗИДАТЕЛЬНЫЙ СЮЖЕТ

Бахрам Гур встречает пастуха и видит его собаку, повешенную на дереве, лист из рукописного манускрипта поэмы Низами Гянджеви «Хафт пайкар»/«Семь красавиц», художник: аль-Фаттах ибн Али, писец: Йар Мухаммад аль-Харави, ок. 992 г.х./1516; собрание Уолтерса W.609 , Балтимор, США
305 2 0.0

Добавлено 15.03.2020 baktria

Всего комментариев: 2
0  
1 baktria   (15.03.2020 10:07) [Материал]
В ЗАСТАВКЕ: Бахрам Гур встречает пастуха и видит его собаку, повешенную на дереве, лист из рукописного манускрипта поэмы Низами Гянджеви «Хафт пайкар»/«Семь красавиц», художник: аль-Фаттах ибн Али, писец: Йар Мухаммад аль-Харави, ок. 992 г.х./1516; собрание Уолтерса W.609 , Балтимор, США.

БАХРАМ V (ГУР), ПАСТУХ И СОБАКА ПАСТУХА, ПОВЕШЕННАЯ НА ДЕРЕВЕ.



Бахрам Гур встречает пастуха и видит его собаку, повешенную на дереве, лист из рукописного манускрипта поэмы Низами Гянджеви «Хафт пайкар»/«Семь красавиц», художник: аль-Фаттах ибн Али, писец: Йар Мухаммад аль-Харави, ок. 992 г.х./1516; собрание Уолтерса W.609 , Балтимор, США.


Сегодня мы вспомним сюжет из поэмы Низами Гянджави (1141-1209) - рассказ из жизни одного из шахов империи Сасанидов Бахрама Гура (420-38).

Известная нам по эпосам Фирдоуси и Низами личность этого правителя раннесредневековой Персии вполне легендарна. Деяния его сказочны. Поступки его нравоучительны. Смерть его назидательна. Славу его сохранили памятники классического персоязычного эпоса.

Как и подобает древнему восточному правителю и настоящему мужчине, Бахрам Гур всю свою жизнь воевал (с византйицами, арабами, тюрками-эфталитами, индусами и даже африканцами), ставя по границам своих владений крепости и воздвигая башни, отмечающие новые достигнутые его войсками пределы.

Предполагают, что Бахрам являлся галахическим евреем (его мать Шошандухт* была дочерью главы вавилонской иудейской общины). Правда, и это известие из области преданий: Фрай числил его за народными легендами, но если это и сказка, то сказка красивая.

Но сегодня мы вспомним только о пастухе и его собаке.

В одной из глав рассказывается этот незамысловатый сюжет. Возвращаясь с одной из своих многочисленных охот** повелитель Персии Бахрам прозванный народом Гуром (Ослом-онагром, по причине его силы и неистовости), натыкается на стадо, старого пастуха и дерево, на котором пастух повесил свою собаку-волкодава.

Удивлённый шах слышит от пастуха объяснение случившемуся: верный сторожевой пёс предал его стадо на уговоры волчицы, обещавшей (и подарившей) псу восторг любви.

Бахрам, вернувшись в столицу свою, обнаруживает, что дела Персидской державы находятся в небрежении, казна пуста, подданные в смятении, а соседние правители уже поставили ногу в стремя, готовые шагнуть за пограничные башни.

Мудрый правитель, наученный опытом справедливого воздаяния, предаёт суду и велит повесить своего визиря, обличаемого множеством жалоб, которые прежде шах оставлял без внимания.

0  
2 baktria   (15.03.2020 10:09) [Материал]
Восстановив порядок и справедливость, шах снова едет на охоту и таинственным образом исчезает:

Но однажды, чуждым ставший ловле и пирам,
С избранными на охоту выехал Бахрам.
Но не ловля, не добыча в степь царя влекла:
Сделаться добычей неба — цель его была.

Вдруг онагр, резвей, красивей прочих, в облаках
Пыли показался, — мчался в сторону, где шах

Ждал его. Он понял: этот ангелом хранимый
Зверь — ему указывает неисповедимый
Путь в селения блаженных. Устремил коня
За онагром. И могучий — с языком огня

Схожий легкостью и мастью — конь его скакал
По пескам, глухим ущельям, средь пустынных скал.
Конь летел, как бы четыре он имел крыла.
А охрана у Бахрама малая была, —

Отрок или два — не помню. Вот — пещеру шах,
Веющую в зной прохладой, увидал в горах.
Кладезем зиял бездонным той пещеры зев.
И онагр влетел в пещеру; шах вослед, как лев,

В щель влетел, в пещере ярый продолжая лов;
Скрылся в капище подземном, словно Кей-Хосров***.
Та пещера стражем двери стала для Бахрама,
Другом, повстречавшим друга в тайном месте храма.

Вдруг обвал пещеры устье с громом завалил
И Бахрамову охрану тем остановил.

пер. с фарси В. Державина

В персидском тексте Низами, описывающем это событие, содержится изящный каламбур: отправившийся охотиться на диких ослов (гур) шах, становится жертвой собственной могилы (гур)****

Благие правители, по веровниям народов, не должны умирать, но исчезать, чтобы тем самым даровать потомкам надежду на своё возвращение.

______________________

* Шошандухт отстроила еврейский квартал в Исфахане и заложила основы иудейской колонии в Сузах, способствуя росту влияния своих единоверцев, а так же добилась у мужа распространения практики персидского суда и на иудейских подданных монархии. Эрнст Герцвельт предполагал, что знаменитая гробница Эстер и Мордехая в городе Хамадан, издревле являющаяся местом паломничества центрально-азитских евреев, может являться гробницей Шошандухт.

** Бахром обожал этот вид мужского развлечения и отдыха, проведя на охотах значительную часть жизни. До нашего времени дошли многочисленные изображения Бахрама Гура, например, на серебряной посуде его времени, где правитель Ирана изображён в сценах охоты на львов, оленей, газелей и проч. животных.

*** легендарный царь начальной Персии, своего рода символ идеального благого правителя (царствование его, согласно источникам, длилось 60 лет), победитель дэвов и сокрушитель их кумирен, сын Сиявуша и внук Кей-Кавуса; один из героев эпоса персидского поэта Фирдоуси «Шахнаме».

**** Подобно отцу своему Йездигерду I, Бахрам Гур, возможно и в самом деле, погиб на охоте (438), став жертвой заговора придворных. Считается, что правление Бахрама положило начало упадку Сасанидской империи, до гибели которой оставалось ещё более двух веков, но в древности великие империи нередко умирали очень продолжительное время, становясь жертвами завоеваний более успешных соседей и нарастания архаики, приводящей к упадку привычный для современников уклад жизни.

Восстановление утраченного в 2014 году материала.

© Страницы истории Афганистана, 2012

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]