Приветствую Вас Гость!
Пятница, 29.03.2024, 07:37
Главная | Регистрация | Вход | RSS| Страницы истории Афганистана

БАМИАН [49] КАРА-ТЕПЕ (Термез) [3] САМАНГАН (Айбак) [1] СУРХ-КОТАЛ [6]
ФАЯЗ-ТЕПЕ (Термез) [5] VARIOUS STATUES [74]

Главная » Фотоальбом » ПАМЯТНИКИ БУДДИЗМА » БАМИАН » «НЕБЕСНЫЕ АРФИСТКИ»

«НЕБЕСНЫЕ АРФИСТКИ»

«Небесные арфистки». Настенная роспись. Бамиан. VI–VII вв. Копия, картон, масло. Музей Гиме (Париж)
В реальном размере 697x874 / 229.8Kb
584 1 5.0

Добавлено 29.07.2019 baktria

Всего комментариев: 1
+1  
1 baktria   (29.07.2019 09:56) [Материал]
В ЗАСТАВКЕ: «Небесные арфистки». Настенная роспись. Бамиан. VI–VII вв. Копия, картон, масло. Музей Гиме (Париж).



Небесные девы-апсары/अप्सरस्/букв.«многоводные» изображены музицирующими в райском саду, они играют на большом чанге с горизонтальной дековой доской.


Чанг/چنگ [tʃæŋɡ ср. грузинский: changi/ჩანგი или тур. çeng]; персидский музыкальный инструмент, похожий на арфу. Он был очень популярен и широко использовался в Древней Персии, особенно во времена Сасанидской империи (III-VII вв. н.э.), изображение инструмента появляется уже в настенных росписях третьего тысячелетия до н.э. и, судя по изображениям чанга, ок 1900 глдов до н.э. персы перешли от прежнего т.н. "арочного" чанга к классической "угловой" форме инструмента с вертикальными или горизонтално расположенными музыкальными деками.



Вертикальная арфа. Сасанидская мозаика во дворце Шапура I в Бишапуре, около 260 г. н.э. Иранский национальный музей,Техран.


К началу нашей эры чанг эллинизировался и приобрёл в большей степени "стоящую" арфу, увеличившись при этом в размерах, но впоследствии снова вернулись к более "портативным" вариантам, видимо, с целью облегчения веса конструкции. В англоязычной статье Вики эта трансформация описана так: "Став более элегантным, чанг утратил большую часть своей жёсткости и структурной прочности, но приобрел мобильность, что сделало его основной арфой для того пространства, что вскоре станет Ираном." (en.wikipedia.org/Chang (instrument)).



Шахиншах Сасанидов Бахрам/Варахран II (276-93) со своей арфисткой Азаде на охоте на газелей. Фрагмент глазурованной керамической миски с люстровой росписью из Кашана*, Иран, XIII век. В руках арфистки угловая шестиструнная арфа, характераная для периода, когда была изготовлена этот предмет сервировки.

Струны чанга изготавливлись из овечьих кишок и сплетённых козьих шерстинок, конструкция персидских чангов и материал струн лишал её характерного для западных арф резонанса, обусловленного использованием металлических струн и более жёсткого из крепления. Количество этих струн сильно варьировалось. Например, в средневековым Азербайджане оно иногда достигало 18-26. Играли на чангах пальцами обеих рук , удерживая струну ногтями правой и поводя пальцами левой, что позволяло извлекать глиссандо и вибрато или использовать технику "выщипывания".

Постепенное исчезновение арф, которые когда-то существовали во многих азиатских странах, объясняется их хрупкой конструкцией, которая затрудняет настройку струн, и распространением инструментов для лютни. Они легче в обращении и имеют больший диапазон звука.

Наиболее долго угловые арфы продержались в музыкальной традиции Анатолии и Центрально-Азиатского региона, а впосле исчезновения у турок-османов вертикальных угловых арф, подобные интсрументы с корпусом резонатора в горизонтальном положении сохранились до наших дней в нескольких нишевых этнических культурах на Кавказе, особенно в форме грузинского чанги.

* Самое название керамики в персидском языке کاشی/kāšī происходит от названия этого города/کاشان, в средние века обладавшего значительным по объёму кустарным керамическим производством, изделия которого находят в раскопках практически по всему центрально-азиатскому ареалу.

© en.wikipedia.org/Chang (instrument) и de.wikipedia.org/Tschang_(Harfe)
© baktria/СИА, 2018-19

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]