Приветствую Вас Гость!
Суббота, 19.08.2017, 19:45
Главная | Регистрация | Вход | RSS| Страницы истории Афганистана

Ай Ханум [38]BACTRIAN IDOLS [7]Клад Окса [23]Тахти Сангин [8]
Тепе Заргаран (Балх) [1]Термез [16]Тилля Тепе [47]

Главная » Фотоальбом » АРХЕОЛОГИЯ » Ай Ханум » НОГА

НОГА

Зарисовка стопы левой ноги храмовой статуи, возможно, изображавшей Зевса, Аdapted from LOLITA NEHRU, Origins of the Gandhāran Style, Delhi, Oxford University Press, 1989, xxii + 230 pp. with 195 illustrations and 4 maps [изображение заимствовано из: Лолита Неру, Происхождение гандхарского искусства, Дели, OUP, 1989]
В реальном размере 576x741 / 237.6Kb
162 1 5.0

Добавлено 23.09.2016 baktria

Всего комментариев: 1
0  
1 baktria   (23.09.2016 05:42)
В ЗАСТАВКЕ: Зарисовка стопы левой ноги храмовой статуи, возможно, изображавшей Зевса, Аdapted from LOLITA NEHRU, Origins of the Gandhāran Style, Delhi, Oxford University Press, 1989, xxii + 230 pp. with 195 illustrations and 4 maps [изображение заимствовано из: Лолита Неру, Происхождение гандхарского искусства, Дели, OUP, 1989].

К. Абдуллаев

Искусство пластики Бактрии в эпоху эллинизма [фрагмент]

Из дошедших до нас фрагментов скульптуры [ай Ханума - baktria] представляет исключительный интерес фрагмент ступни от колоссальной статуи, стоявшей, по всей вероятности, в глубине целлы храма с уступчаты ми нишами. Статуя, несомненно, культовая, судя по характеру изображения и символике, и грече ская по своим художественным достоинствам и технике исполнения. Нога, обутая в сандалию, демонстрирует прекрасную моделировку тончайших деталей ступни не только в анатомическом аспекте, но и в плане образности изображения.

Форма сандалии с пучком крылатых молний типично греческая и довольно «распространенная в греческих статуях» (Bernard, 1969, p. 340). Размер фрагмента ступни, выполненной из белого мрамора, достигает 27 см. Можно предполагать, что целая ступня статуи превышала натуральный размер в два-три раза. Исходя из этой пропорции можно представить величественность и монументальность самой скульптуры. Трудно сказать, была ли видна вторая ступня, или же мастер мог «спрятать» ее под драпировкой одежды, как это демонстрируют некоторые образцы пластического искусства эллинистического времени (Beiber, 1961, fig. 3).

Во всяком случае, во время раскопок храма, и в частности помещения, где могла стоять эта статуя, не было обнаружено фрагмента, указывающего на наличие второй ступни. Сохранились фрагменты кисти руки, принадлежащие той же скульптуре (Bernard, 1969, p. 338, fig. 15, 16).

По мнению автора раскопок Поля Бернара, указанные фрагменты относились к скульптуре, выполненной в технике акролифа, когда наиболее важные части фигуры – голова, кисти рук и ног, а так же некоторые другие детали – выполнялись в камне, а остальные части статуи изготавливались в менее ценном материале, в данном случае, скорее всего, в глине. Глиняная часть держалась на деревянном каркасе.

Фрагмент левой руки со сжатыми пальцами указывает на то, что там был какой-то предмет, который, к сожалению не сохранился. Что касается техники ваяния, то на пер вый взгляд акролиф кажется не совсем обычным методом бактрийских мастеров именно в этом регионе, если учесть, что большинство произведений пластики в последующие периоды изготовлялись преимущественно или из камня, или (в подавляющем большинстве) из глины. Глина, как это показывают многочисленные памятники пластического искусства Бактрии, становится со временем наиболее популярным материалом.

Комбинированная техника камня и глины тем не менее является одной из древних традиций в греческом художественном творчестве. Как отмечает Поль Бернар, эта техника типично греческая (Amelung, 1908, p. 169), которая практиковалась и в эпоху эллинизма.

Библиография: Amelung, 1908 – Amelung W. Jahreschefte des Oesterreichischen Archaeologischen Instituts in Wien. 11, 1908; Bernard, 1969 – Bernard P. Quatrième compagne des fouilles à Ai Khanoum (Bactriane) // CRAI, 1969, Paris, 1969.

К. Абдуллаев, Институт археологии АН, г. Самарканд, РУз

Искусство пластики Бактрии в эпоху эллинизма/Древние цивилизации на Среднем Востоке Археология, история, культура (Материалы международной научной конференции, посвященной 80-летию Г.В. Шишкиной)/Москва. 2010, стр. 5

©Лолита Неру, 1989
©К. Абдуллаев, 2010
©СИА, 2015

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]