Приветствую Вас Гость!
Пятница, 19.04.2024, 04:39
Главная | Регистрация | Вход | RSS| Страницы истории Афганистана

КАБУЛ [41] TAPA-E TAJBEK [24] DARULAMAN PALACE [9] OTHER AREAS [45]
Балх [12] ГЕРАТ-БАДГИС [32] Калай-и Нау [2] Мазар-и Шариф [35]
Пул-и Хумри [2] СРЕДНЯЯ АЗИЯ [9] Тахар-Бадахшан [14] Ташкурган (Хульм) [160]
Фарьяб-Джаузджан [3]

Главная » Фотоальбом » ГОРОДА И ВЕСИ » OTHER AREAS » ОСТОН

ОСТОН

пирамидка из камней и мазор вблизи почитаемого остона на склоне горы в Бадахшане
В реальном размере 1620x1080 / 190.7Kb
401 1 5.0

Добавлено 20.01.2021 baktria

Всего комментариев: 1
+1  
1 baktria   (20.01.2021 19:04) [Материал]
В ЗАСТАВКЕ: пирамидка из камней и мазор вблизи почитаемого остона на склоне горы в Бадахшане. Размер скана заставки: 1620 Х 1080, 190 кб.

"Остоны представляют собой почитаемые с глубокой древности различные природные обьекты - отдельные деревья или целые рощи, большие камни, пещеры, расщелины в скалах.



Камень-скала, связанный с древним преданием, может стать основанием для здания остона, прячущего от глаз посторонних, народные святыни. Внутри таких остонов регулярно совершаются молитвы, а их хранители зажигают благоуханную траву - ситирахм, которая отгоняет злых духов.

Остоны были местом поклонения Богу у памирских исмаилитов*.

При подходе к остону можно видеть большие пирамиды, сложенные из камней. Паломник, приветствуя это святое место, поднимает с земли камень и кладет его на один из больших камней.

Обычно рядом с остоном находится одно или несколько деревьев с сильно разросшейся кроной, они считаются священными и никто не смеет ломать их ветви. Эти деревья олицетворяют собой Источник Жизни и символизируют идею постоянного развития Вселенной.

Приблизившись к остону, паломник смиренно читает молитвы, дотрагивается до священных камней кончиками пальцев, целует их и подносит ко лбу.

Остону необходимо проявлять уважение и почтение, нельзя что-либо брать на память, громко разговаривать, петь песни, плохо о нем отзываться, чтобы не вызвать гнев святого места. Подойти к нему надо лицом и так же, не поворачиваясь отойти."

* исмаилиты - религиозное движение в шиитской ветви ислама, восходящее ко второй половине-концу VIII века, в наше время численность последователей исмаилизма в мире превышает 15 млн человек. Традиционно, вследствие гонений со стороны ортодоксальных суннитив и шиитов, исмаилиты были вынуждены уходить в отдалённые горные районы, особенно популярными в их среде были Памир, афганские Бадахшан и Баглан, пустынные районы Персии, Сирии и Индии.

Титул имама низаритов, самой крупной и известной общины исмаилитов — Ага-хан — передаётся по наследству. В настоящее время в этой ветви исмаилитов имамом является Ага-хан IV, известный благотворитель, покровитель исламского образования и коллекционер восточных древностей.

В среде исмаилитов всегда с огромным уважением относящихся к письменному слову и знанию ещё в глубокой древности было немало поэтов и литераторов, среди которых на исламском Востоке особенную известность приобрёл Носири Хисроу/Хусрав или Хусрови (1004-88), последователь карматской ветви исмаилизма, философ и путешественник по Индии, Персии и странам Магриба, родившийся в Бадахшане и умерший Памире, почитаемый как пир - святой.

С его именем, между прочим, связан один из наиболее почитаемый среди таджиков Бадахшана остон «Остони Пири Шохносир» или «Чашмаи Носири Хусрав» в Поршнев'е.

Согласно легенде, однажды после долгой дороги поэт и философ присел отдохнуть. Мимо шла женщина с водой, и он попросил у неё воды. Женщина дала ему напиться и пожаловалась, что в кишлаке, вай, не хватает воды.

Выслушав её, Хисроу воткнул в землю свой посох и таким образом в этом живописном месте возник родник, из которого и ныне, тысячелетие спустя, бьёт прозрачная струя ледяной воды.

К чему различия меж существами мира,
Когда Ты создал всё и для всего - Судья?

Но доля богача бескрайна, словно море,
А доля бедняка - лишь утлая ладья.

<جامع‌الحکمتین/«Афоризмы», пер. Марии Петровых, 1940ые годы>.


О традиционных местах поклонения горных таджиков ПОДРОБНЕЕ см.: К.С. Васильцов, ЗА СТРОКОЮ А.А. БОБРИНСКОГО: СВЯЩЕННЫЕ ГОРЫ И СВЯЩЕННЫЕ КАМНИ НА ПАМИРЕ (документ в формате PDF, стр. 102 и далее). ТУТ, сайт kunstkamera.ru.

По теме: ЗАРОАСТРИЙСКИЕ МАЗОРЫ И БУДДИСТСКИЙ МОНАСТЫРЬ на asiais.ru.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]