Приветствую Вас Гость!
Четверг, 06.05.2021, 04:16
Главная | Регистрация | Вход | RSS| Страницы истории Афганистана

в/ч 2033 [3] в/ч 2042 [5] в/ч 2066 [12] в/ч 2072 [4]
в/ч 2099 [9] в/ч 9878 [2] «ВОСТОЧНИКИ» [7] ГВОЗДИКА [3]
«КАСКАД» [6] КОРПУС ПОГРАНСТРАЖИ [31]

Главная » Фотоальбом » ПОГРАНЦЫ » КОРПУС ПОГРАНСТРАЖИ » «НА ПОСТУ»

«НА ПОСТУ»

Статуэтка «Пограничник», фарфор, полихромная надглазурная роспись. ЛФЗ, 1937, Выс. 23, 5 см. Ко дню рождения отличного пограничника, ветерана афганской войны Виктора Петровича Веденина
110 2 5.0

Добавлено 14.03.2021 baktria

Всего комментариев: 2
+1  
1 baktria   (14.03.2021 15:09) [Материал]
«НА ПОСТУ» Ко дню рождения отличного пограничника, ветерана афганской войны Виктора Петровича Веденина.



Статуэтка «Пограничник», фарфор, полихромная надглазурная роспись. ЛФЗ, 1937, Выс. 23, 5 см. Модель: Казимир Рыжов (нач. 1930ых годов), форматор (?), художник Е. Н. Лупанова; на донышке изделия стоит клеймо в честь 20-летнего юбилея Октябрьской революции (картуш с надписью «НКТП Завод им. Ломоносова Ленинград Сорт:1 1937») и марка ЛФЗ кон. 1930-х гг. тёмно-синей краской. Аналогичная и современная этой фарфоровая миниатюра хранится в собрании ГЭ (филиал/отдел ГЭ «музей Ленинградского фарфорового Завада им. Ломоносова»*) в Петербурге. Роспись отдельных экземпляров серии минимально различались в деталях и колорите. Известны так же бисквитные (т.е. не покрытые глазурью и не расписанные) экземпляры. Скан фото: ArtLot 24 Ry



Казимир Станиславович Рыжов [1897, Колпино близ Петербурга - не ранее середины 1950ых годов], ленинградский скульптор-керамист и фарфорист, один из создателей советского художественного фарфора.



Мастер на Петроградском (Ленинградском) фарфоровом заводе (ок. 1929/32 - 1936), позднее перешёл на должность художественного руководителя на Керамический завод на станции Гжель в Московской области. Выпускник Ленинградского художественно-промышленного техникума и скульптурного факультета Академии Художеств (в те годы ЛИЖАС, мастерская А. Т. Матвеева).


Елизавета Родионовна Трипольская (1881–1958), Пограничник с биноклем у пограничного столба с надписью «СССР» 1931, ЛФЗ.

Вместе с Е. Трипольской, К.С. Рыжову принадлежит честь создания первых в СССР фарфоровых миниатюр, посвящённых охране гос. границы СССР (1931-32 годы). Обе эти работы решены в близкой композиции: часовой Трипольской с биноклем и с винтовкой в положении "к ноге" и опираясь рукой на её дуло, стоит у пограничного столба с надписью «СССР», пограничник-постовой Рыжова - тоже с винтовой в положении "к ноге" и всматривающийся из-под руки, так же изображён у пограничного знака с советской символикой: пересечённые серп и молот в раннем геральдическом типе, использующимся в те годы. Этот тип гербовой эмблемы встречается и в агитационных изделиях и посуде массового производства 1920-30ых годов.



Оба погранца изображены в зимней форме одежды - в шинелях и будёновских шлемах, у статуэтки Рыжова ветер поддувает полу шинели, придавая заведомо статуарной композиции большую экспрессию.



«Два пограничника и мальчик»/«На страже. Враг не пройдёт!»/«Дети и погранохрана» (1937-1938), модель К.С. Рыжова и (предположительно) Н.Я.Данько, форматор И.Д. Кузнецов, автор росписи Мария Петровна Кириллова (1896–?), исполнитель росписи Григорий Матвеевич Горьков, 1937, ЛФЗ.


По модели Казимира Рыжова (с участием Натальи Данько?) в эти же годы на ЛФЗ была выполнена многофигурная агитационная композиция «Два пограничника и мальчик», носящая более направленный идеологизированный подтекст в духе времён борьбы с вредителями, шпионами, диверсантами западных разведок. Тема юных добровольных помощников стражей границы получает в 1936-41 годах чрезвычайное распространение в литературе, изобразительном искусстве, в т.ч. и в фарфоровой миниатюре. Но об этой стороне агитационной пропаганды, оказавшейся чрезвычайно живучей, СИА расскажут подробнее в отдельной теме.

+1  
2 baktria   (14.03.2021 15:12) [Материал]
Некоторые работы Р. продолжали выполнять на ЛФЗ и в 1940ые годы, например довольно редкая миниатюра «Виолончелист Бурдин».



Преподавал в Николаевском художественном техникуме (1932). Выполнял работы по оформлению Речного Вокзала в Москве: барельеф «барк «Товарищ»» (роспись И.И. Ризнича).

Публикации о работах Рыжова в спец. литературе: справочник-определитель «Советский агитационный фарфор», Э. Самецкая, 2004 г, с. 281; Самецкая Э. Б. Советский фарфор между Октябрьской революцией и Отечественной войной. [Т. I]. М., С. 436; Самецкая Э. Б. Советский фарфор между Октябрьской революцией и Отечественной войной. [Т. III]. М., С. 96.; Левшенков В. В. Белое золото красной эпохи. Фарфоровая скульптура 1910-х – начала 1940-х годов Петрограда-Ленинграда. СПб.–М., 2020. С. 326–347.

* Музей при Имп. Фарфоровом заводе был основан в 1844 году по распоряжению Николая I как хранилище образцов, достойных изучения и копирования и, таким образом, значительно старше, чем Третьяковская галерея и Государственный Русский музей. С 19 он превращён в филиал Государственного Эрмитажа, продолжая и в настоящее время находиться в корпусах завода им Ломоносова (проспект Обуховской обороны, 149).

В музее ЛФЗ/ГЭ хранятся 15 экземпляров работ, выполненных по моделям Рыжова в довоенный период, в т.ч. «Ликбез», «Краснофлотец»/«Матрос с биноклем», «Испанская женщина с ребенком» (все 1936), статуэтка — карандашница «Ингушский танец» (1936-38), «Испанский художник» и «Чапаев верхом на коне» (обе 1938). Помимо музея ЛФЗ работы мастера хранятся в ГРМ, Государственном музее керамики «Кусково», Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, Самарском областном художественном музее, многих частных собраниях в России и за рубежом, выставляются на аукционах.

©artlot24.ru, 2017
©dvaveka.ru, 2018
©Страницы Истории Афганистана, 2021

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]