Приветствую Вас Гость!
Четверг, 22.04.2021, 05:20
Главная | Регистрация | Вход | RSS| Страницы истории Афганистана

SONGS [110]МИНИАТЮРЫ [96]

Главная » Фотоальбом » ВСЯКАЯ ВСЯЧИНА » МИНИАТЮРЫ » «ЖУТКОВАТАЯ КАРТИНА»

«ЖУТКОВАТАЯ КАРТИНА»

картина Г. О. Цедерстрёма, «Karl XII:s likfärd» («Похороны Карла XII»), масло, холст, 1878, Музей Гетёборга (Göteborgs konstmuseum) с 1936, ранее (1878-1936) в собрании вел. кн. Константина Константиновича и на балансе ГАИМК, в СПб. – Петрограде – Ленинграде. (Из воспоминаний академика Б.Б. Пиотровского).
300 3 5.0

Добавлено 19.03.2019 baktria

Всего комментариев: 3
+1  
1 baktria   (19.03.2019 22:03) [Материал]
В ЗАСТАВКЕ: картина Г. О. Цедерстрёма, «Karl XII:s likfärd» («Похороны Карла XII»), масло, холст, 1878, Музей Гетёборга (Göteborgs konstmuseum) с 1936, ранее (1878-1936) в собрании вел. кн. Константина Константиновича и на балансе ГАИМК, в СПб. – Петрограде – Ленинграде.

В довоенные годы будущий академик и директор ГЭ Борис Пиотровский был сотрудником Гос. Акад. Истории Материальной культуры (ГАИМК, впоследствии ЛО ИА АН СССР). В пожилые годы он вспомнил однажды один эпизод своего тогдашнего ленинградского бытия:

«Вернувшись из экспедиции*, по вечерам я постоянно работал в лаборатории Северо-Кавказской экспедиции в Мраморном дворце, она помещалась в большой комнате, окнами выходившей на ул. Халтурина. Одна из стен была занята громадной картиной шведского художника Г. Цедерштрёма (1845-1933)**, изображавшей шведских солдат, несущих мёртвого Карла XII.



При темноте, а я работал лишь с настольной лампой, картина производила жуткое впечатление. После того как Академия Наук покинула Мраморный дворец, я об этой картине забыл, и через много лет*** встретился с ней в Музее Гетеборга **** в Швеции. Я попросил сообщить мне сведения о её происхождении, и они подтвердили, что картина была куплена в Советском Союзе в 30-ых годах» [цитата по: Б. Б. Пиотровский, Страницы моей жизни СПб., «Наука», 1995, стр. 61].

+1  
2 baktria   (19.03.2019 22:07) [Материал]
Позволю себе сделать несколько примечаний к тексту:

Картина «Karl XII:s likfärd» выставлялась автором на Парижской всемирной выставке 1878 и получила золотую медаль 2-го достоинства. Почти сразу после закрытия выставки полотно было приобретено в. кн. Константином Константиновичем и перевезено в Россию, где почти шесть десятилетий находилось в Мраморном дворце – столичной резиденции ветви романовского рода , т. н. «Константиновичей». Другое название картины - «Перенесение тела Карла XII через норвежскую границу».

* - в летние месяцы 1929 года Б. Б. Пиотровский работал на раскопках Кобякова городища (Аксайский р-н Ростовской обл., на правом берегу Дона) в составе Северокавказской экспедиции ГАИМК.

** барон Густав Олаф ЦЕДЕРШТРЁМ (Gustaf Olof Cederström, иногда у нас его ошибочно именуют - Седерштрём) [12. 04. 1845, Стокгольм – 20. 08. 1933, там же], шведский художник, сын морского офицера и сам поручик егерского полка (в отставке 1866). Член Королевской АХ в Стокгольме (1878).



*** и **** в 1970 году, будучи уже директором Государственного Эрмитажа, Б. Б. Пиотровский был командирован в Швецию для участия в открытии выставки ГЭ в Гетеборге (в Göteborgs konstmuseum, где и увидел картину из своей юности).

Сюжет картины, несмотря на некоторую фантастичность в романтических деталях, вполне историчен. 30 ноября 1718 года, воюя со своими восставшими вассалами и находясь в передовой траншее вблизи норвежской крепости Фредрикстен неуёмный Карл XII нашёл, наконец, свою смерть: он был убит шальной пулей (поговаривают, что этой пулей на самом деле послужила мундирная пуговица, разнёсшая правый висок короля).

И посейчас не умолкают споры о том, кем именно король был застрелен – противником или собственными офицерами, устроившими заговор против опостылевшего дворянству холостяка который, вместо того, чтобы валяться в постели с любимой женой, бесконечно воюя. пустил под откос старую добрую Швецию.

Карл, между прочим, стал последним европейским монархом, погибшим на поле брани. Но перед этим памятным событием он и в самом деле успел разорить страну, доставшуюся ему за двадцать один год перед этим могущественным и славным государством тогдашнего европейскаго мира. Третьим по влиянию и, кажется, вторым по величине в Европах.

Знали бы вы, какое негодование поднялось в шведских газетах и гостиных, когда распространилась новость о том, что картину Цедерстрёма приобрёл потомок русскаго царя Петра Великаго вел. кн. Константин! Горячие патриоты предлагали выкупить полотно, объявив подписку по всему королевству. Дело кончилось тем, что художника буквально вынудили повторить сюжет, создав в 1884 году вторую картину, ныне висящую в Стокгольме.



Забавная деталь. От нашего Пера Великаго сохранилось через 300 лет более 300 предметов и элементов одежды и обуви - мундиры, кафтаны, шлафроки, душегрейки, фуфаки, рубахи, куртки-бастроги, камзолы, кюлоты, чулки, пары туфль и ботфортов, парики... , а от его главного соперника и противника в самой длительной войне, которую вела в своей истории Россия, Каролюса XII - всего один лишь мундир, тат самый в котором его сразила пуля. Мне доводилось видеть этот мундир, даже дважды. Судя по нему, король был рослым и довольно щуплым человеком, тонким в талии и узким в плечах - точь в точь как его внучатый племянник, несчастный наш Пётр III.

+1  
3 baktria   (19.03.2019 22:09) [Материал]
И ЕЩЁ ОДНО СТИХОТВОРЕНИЕ ВДОГОНКУ ТЕМЕ:

Ст. КУНЯЕВ

А всё-таки нация чтит короля –
безумца, распутника, авантюриста,
за то, что во имя бесцельного риска
он вышел к Полтаве, тщеславьем горя.

За то, что он жизнь понимал, как игру,
за то, что он уровень жизни понизил,
за то, что он уровень славы повысил,
как равный, бросая перчатку Петру.

А всё-таки нация чтит короля
за то, что оставил страну разорённой,
за то, что рискуя фамильной короной,
привёл гренадеров в чужие поля.

За то, что цвет нации он положил,
за то, что был в Швеции первою шпагой,
за то, что, весь мир изумляя отвагой,
погиб легкомысленно, так же, как жил.

За то, что для родины он ничего
не сделал, а может быть, и не старался.
За то, что на родине после него
два века никто на войну не собрался.

И уровень славы упал до нуля,
и уровень жизни взлетел до предела...
Разумные люди. У каждого – дело.
И всё-таки нация чтит короля!

Да, Карл - высшая точка имперского блеска Швеции, никогда ни до , ни после ей уже не удавалось достигать такого размаха, вплоть до берегов Черноморья и колониальных владений в Карибском море. Интересно, что Пётр III вполне мог бы стать королём Швеции (по наследованию), как знать, но вероятно судьба его сложилась бы более благоприятно. Хотя оба они и умерли почти в одном возрасте, Петру было 34, а Карлу, кажется 35 или 36.


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]