Приветствую Вас Гость!
Вторник, 24.10.2017, 10:52
Главная | Регистрация | Вход | RSS| Страницы истории Афганистана

Страницы истории


ПУБЛИКАЦИИБИОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК А-ББИОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК В-Г-ДБИОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК Е-Ж-З-И
БИОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК К-ЛБИОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК М-Н-О-ПБИОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК Р-С-ТБИОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК У-Я
BIOGRAPHIC MATERIALSCHRONOLOGY OF AFGHANISTAN XVIII

Главная » Статьи » СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ » ПУБЛИКАЦИИ

Cтатья канд. ист. наук В. А. Ромодина: "АФГАНИСТАН". Часть I
"НОВАЯ ИСТОРИЯ СТРАН ЗАРУБЕЖНОЙ АЗИИ И АФРИКИ". Издателеьство Ленинградского Университета, 1971 . статья канд. ист. наук В. А. Ромодина.

Часть I

АФГАНИСТАН

До образования в 1747 г. Афганского государства термином «Афганистан» (часто встречающимся в источниках с XIII—XIV вв.) обозначалась страна афганцев в этнико-географическом смысле, т. е. Сулейма-новьт горы, Кветто-Пишинское нагорье и непосредственно примыкающие к ним области, населенные издавна афганскими племенами.

К середине XVIII в. афганцы населяли главным образом южную часть территории современного Афганистана. В остальных ее частях основное население составляли таджики, хазарейцы и другие народности и племена.

Положение страны на торговых путях из Индии в Иран и Среднюю Азию способствовало развитию хозяйственных и культурных связей афганцев с соседними странами и народами. С другой стороны, стратегическое и экономическое значение страны как ворот в Индию неоднократно служило причиною превращения афганских земель в объект борьбы между различными завоевателями.

Образование Афганского государства

В XVI в. территория Афганистана была завоевана Моголами м Се-февидами. В длительной борьбе против них крепло национальное самосознание афганского народа, складывались его патриотические традиции.
Афганское государство возникло на развалинах державы Надир-шаха (1729—1747). После убийства Надир-шаха (в ночь с 19 на 20 июня 1747 г.) в Иране наступило безвластие, афганские племена оказались фактически независимыми, и их стремление к политической консолидации привело к созданию самостоятельного государственного объединения.

В октябре 1747 г. в Надирабаде (около Кандагара) для избрания шаха Афганистана собралась джирга (1) из влиятельных афганских ханов. Выбор пал на Ахмед-хана.

Ахмед-хан приобрел известность как военачальник афганского отряда, находившегося на службе у Надир-шаха. Он происходил из знатного рода Садозаев, уже с давних пор занимавшего у племен абдали привилегированное положение ханского рода: из его состава избирались верховные вожди племени. Кандидатура Ахмед-хана оказалась приемлемой для глав самых сильных абдалийских родов и племен: они были уверены в том, что ему придется постоянно считаться с ними. И действительно, абдалийские ханы прочно заняли в Афганском государстве первое место. Их привилегированное положение подчеркивалось произведенным Ахмед-шахом переименованием племени абдали: ему было присвоено повое, почетное племенное название — «дурани» или «дуррани» (от слова «дур» или «дурр» — жемчуг). Главы самых сильных дуранийских племен получили важнейшие должности при дворе. Эти должности были закреплены за их семьями.

Создание Афганского государства было закономерным следствием развития феодальных отношений у афганцев и результатом обострявшегося в ходе этого развития классового антагонизма между народными массами и феодализировавшейся племенной знатью, стремившейся, получить в свои руки в лице государства, с его органами насилия и принуждения, орудие господства над своими соплеменниками и покоренными народами. Афганское государство по своему классовому характеру было государством феодальным, оно унаследовало от Сефевидов и АУоголов феодальный административный аппарат и систему судопроизводства, основанную на шариате. Положение господствующей религии в Афганском государстве занял ислам суннитского толка. Его придерживалось большинство афганских племен и таджикского населения страны.

Вместе с тем на некоторых сторонах государственного устройства Афганистана сказывались особенности общественного развития афганцев, сохранявших родо-племенную организацию и патриархально-родовые пережитки. Ополчения афганских племен и ханские отряды были частью военных сил этого государства. В административном отношении области афганских племен находились на особом положении: они в значительной мере сохраняли внутреннюю самостоятельность и управлялись по споим обычаям. В большинстве своем афганские племена были освобождены от податей, за что должны были поставлять шаху воинов.

Афганские племена во второй половине XVIII — начале XIX в.

В состав владений Ахмед-шаха {1747—1773) вошли важнейшие области, населенные афганскими племенами. Объединение их в одном государстве с афганской династией во главе имело большое значение в укреплении национальной общности и развитии национального самосознания афганского народа. Всего у афганцев насчитывалось несколько сот племен. Крупнейшими из них были дурани, гильзаи и юсуфзаи. Каждое из них состояло из нескольких подразделений, по существу представляющих собою большие самостоятельные племена. Такие подразделения обычно занимали смежные территории и были связаны общей генеалогией, диалектом, историческими судьбами и традициями.

Дурани жили в основном в Кандагарской области и к северу от нее до Герата включительно. В состав дурани (абдали) в то время входило 10 племен; самым крупным из них были баракзаи (около 30 тыс. семей). К началу XIX в. общая численность населения территорий дуранийских племен составила около 100 тыс. семей, или 800 тыс. человек. Занимавшие Газпийскую область и примыкающие к ней районы Сулеймановых гор (а также часть Кандагарской области) гильзаи лишь немного уступали в численности дуранн. Юсуфзаи занимали часть Пешаварской долины и горные области к северу от нее.

Общая численность жителей юсуфзайских областей в начале XIX в. достигала нескольких сот тысяч человек, значительную часть их составляли «хамсая» — земледельческое и ремесленно-торговое зависимое неафганское население. «Хамсая» проживали и на землях других афганских племен. «Хамсая»-земледельцы обрабатывали участки, предоставлявшиеся им афганцами на условиях уплаты доли урожая и выполнения на хозяев различных работ; сверх того они платили налоги афганским ханам и несли в их пользу повинности.

Феодальные отношения развивались неравномерно у различных афганских племен. Власть родо-плем енной знати не везде была одинаково сильна, и не везде к XIX в. должность вождей приобрела строго наследственный характер.

У дурани во второй половине XVIII в. складывалось крупное феодальное землевладение. Это было связано с политикой садозайских шахов, предоставивших дурани ряд льгот и отдавших в руки их ханов сбор налогов с неафганского населения. К концу XVIII в. большая часть земель Кандагарской области и соседних с ней районов оказалась в руках дурапийских ханов. В зависимость к этим ханам попала и часть их обедневших соплеменников — они превратились в крестьян, обязанных уплачивать налоги и выполнять повинности наряду с неафганскими райятами.

У таких племен, как юсуфзаи, ханы пользовались широкими правами в отношении зависимого населения («хамсая»). Однако эти ханы не обладали полнотой власти над своими соплеменниками, не могли распоряжаться их жизнью и свободой, не облагали их налогами. Многие юсуф-зайские ханы получали землю в надел от племени, как и их соплеменники, причем участки и жилища у юсуфзаев (а также у некоторых . других афганских племен) подлежали периодическому обмену по жребию.

Афганские племена отличались друг от друга по характеру хозяйственной деятельности; местные особенности сказывались на образе жизни и обычаях. Часть племен перешла к земледелию, а часть продолжала вести кочевой образ жизни, занимаясь скотоводством. Имелись среди них и полукочевники, совмещавшие земледелие с отгонным скотоводством. В связи с повышением роли денег, особенно у афганских племен, связанных с торговлей, деятельностью ростовщиков и т. д., среди афганцев возрастало имущественное неравенство, обострялись классовые противоречия, земля обедневших членов племени переходила в руки ханов. Однако среди тех афганских племен, которые жили почти в полной изоляции в горных областях, все это сказывалось гораздо слабее. У афганских племен, сохранявших, коллективную собственность на землю с периодическими переделами и другие патриархально-родовые пережитки, феодальный строй еще не полностью сложился и в XIX в. Власть шахов Афганистана над такими племенами была особенно слабой, а некоторые из них фактически сохраняли независимость.

Завоевания" Ахмед-шаха

Выступая выразителем интересов афганских ханов, ' Ахмед-шах с первых же лет своего царствования начал завоевательные походы в соседние страны. Он завоевал Синд, Пенджаб и Кашмир. Налоги с покоренного населения составляли основную часть доходов шахской казны. Афганские завоеватели грабили богатые города Индии, взимали с индийских княжеств миллионные контрибуции, а в случае их неуплаты опустошали целые области. Тысячи военнопленных они обращали в рабство. Однако власть афганских феодалов над Северной Индией была непрочной, и вскоре против них там начались народные восстания. В Пенджабе ремесленники и крестьяне поддержали вооруженные выступления сикхов, сломить которых Ахмед-шаху не удалось, несмотря на неоднократно предпринятые военные экспедиции.
В конце 50-х годов Северная Индия стала ареной борьбы между афганцами и маратхами. Борьба завершилась победой Ахмед-шаха и союзных с ним мусульманских князей Индии в Панипатском сражении 14 января 1761 г. Самому сильному тогда индийскому государству ма-ратхов был нанесен тяжелый удар, что облегчило покорение Индии английскими завоевателями. Афганским феодалам Панипатская битва не принесла новых территориальных приобретений. Захватив большую военную добычу, Ахмед-шах вынужден был спешно вернуться в Афганистан, где его власти угрожали феодальные заговоры и мятежи. В Иране Ахмед-шах завоевал Мешхед и Нишапур. Их правители признали себя его вассалами.

Ослабление Афганского государства и свержение садозайской династии

Афганские племена не были прочно подчинены центральной власти, и положение садозайских шахов отличалось неустойчивостью. Их власть подрывали восстания покоренных, народов и расшатывали мятежи дура-нийских ханов и вождей других афганских племен. Опасаясь близкого соседства могущественных дуранийских ханов,. Тимур-шах (1773—1793) перенес столицу из Кандагара в Кабул. Однако он сохранил их привилегии, оставив за ними важнейшие государственные должности.

Большинство походов Тимур-шаха совершалось с целью сохранения власти над ранее завоеванными областями. Ему удалось удержать Кашмир, но Пенджаб почти полностью вышел из подчинения, а Синд стал фактически самостоятельным. Лишь путем больших усилий Тимур-шах удерживал часть Хорасана, а в узбекских владениях левобережья Аму-Дарьи его власть сохранялась только номинально.

Земан-шах (1793—1801) пытался сломить своевольных дуранийских ханов, неугодных ему лишал наследственных государственных должностей, отбирал у них земли. Однако укрепить шахскую власть он не смог, а только восстановил против себя значительную часть дураниискои знати. Он предпринимал походы в Индию, но успехов не имел, будучи вынужденным возвращаться в Афганистан для подавления мятежей и отпора Каджарам, наступавшим на Герат и Балх.

В начале XIX в. в Афганистане наступил длительный период междоусобных войн и борьбы за трон между последними правителями садозайской династии. Столицу государства потрясали народные восстания. Гильзаи выступали с оружием в руках против дурани, недовольные их привилегированным положением. В 1818 г. садозайская династия была свергнута. Последний садозайский шах Махмуд и его сын Камран бежали в Герат, который только и оставался еще в течение нескольких десятков лет под властью Садозаев.

Афганистан распался на несколько феодальных владений. Самыми крупными из них были Кабульское, Кандагарское, Пешаварское и Гератское. Воспользовавшись политической раздробленностью Афганистана, сикхи в 1818—1819 гг. овладели Кашмиром и Мултаном, в 1819— 1823 гг. завоевали населенные афганцами области правобережья реки Инда. В марте 1823 г. Ранджит Синг выиграл кровопролитную битв> с афганцами под Наушерой и подчинил Пешавар. Этот важный хозяйственный и культурный центр афганцев остался с тех пор за пределами Афганского государства. Сикхская экспансия поддерживалась британскими колонизаторами, рассчитывавшими в дальнейшем сломить и поработить и сикхов и афганцев.

Начало нового объединения Афганистана

В эти годы выдвинулся Дост-Мухаммед, один из сардаров (вождей) племени баракзаев. Ему удалось овладеть Газни, Джелалабадом и Кабулом. Заняв столицу, Дост-Мухаммед повел борьбу за преодоление феодальной раздробленности. Однако объединение страны затруднялось международной обстановкой. Англичане - вмешивались во внутренние дела Афганистана, используя своего ставленника — бывшего шаха Афганистана Шуджу, а также поощряли сикхов, которые заложили крепость в Хайберском проходе и пытались вторгаться в Афганистан. Полагая, что главная опасность его стране угрожала со стороны англичан, стоявших за спиною Шуджи и сикхов, Дост-Мухаммед стал искать поддержки у России.

Он отправил посланцев в Петербург. В 1837 г. произошел конфликт из-за Герата. Им стремилась овладеть Англия, установив контроль над его слабыми садозайскими правителями. Соперничавшая -с Англией царская Россия, не желая допустить англичан на подступы к Средней Азии, поддерживала завоевательные планы зависевших от царизма Каджаров, и осенью 1837 г. иранцы осадили Герат. Дост-Мухаммед и правившие в Кандагаре его братья при посредничестве русского представителя, поручика Яна Виткевича, подписали дружественный договор с шахом Ирана. Договор должен был быть гарантирован Россией, однако под давлением английской дипломатии царское правительство отказалось его утвердить.

Первая англо-афганская война 1838—1842 гг.

Добившись дипломатического отступления России и заставив шаха вывести иранские войска к сентябрю 1838 г. из Гератской области, Англия под предлогом восстановления на престоле Шуджи (их марионетки) направила в Афганистан 22-тысячную армию Ост-Индской компании. Используя распри феодалов и не жалея денег на подкуп, англичане в апреле 1839 г. заняли Кандагар, а в июле взяли Газни, после чего двинулись на Кабул. Подкупленные чиновники и военачальники изменили Дост-Мухаммеду, и он бежал со своей семьей в Балх, а затем в Бухару. После тридцатилетнего отсутствия Шуджа вступил в Кабул в окружении чужеземных войск, восстановленный на престоле английским золотом и штыками. Британские чиновники и офицеры, находившиеся в Кабуле, самоуверенно полагали, что их положение в оккупированной стране прочно. Однако, несмотря на жестокие репрессии, завоевателям не удалось подавить партизанскую борьбу.

В Бухаре, где Дост-Мухаммеду было обещано убежище, он оказался на положении пленника. Рискуя жизнью и испытав множество приключении, он все же сумел бежать из владений бухарского эмира в Афганистан/где возобновил борьбу с англичанами. Встревоженные завоеватели обратились к английским властям в Индии с просьбой о подкреплениях. В ноябре 1840 г. при остающихся неясными обстоятельствах. стр. 132-136

1 Джирга у афганцев — «круг», сходка, совет старейшин.

Категория: ПУБЛИКАЦИИ | Добавил: baktria (23.03.2009)
Просмотров: 1525 | Теги: НОВАЯ ИСТОРИЯ СТРАН ЗАРУБЕЖНОЙ АЗИИ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]