Приветствую Вас Гость!
Четверг, 27.04.2017, 08:19
Главная | Регистрация | Вход | RSS| Страницы истории Афганистана

Страницы истории


ПУБЛИКАЦИИБИОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК А-ББИОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК В-Г-ДБИОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК Е-Ж-З-И
БИОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК К-ЛБИОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК М-Н-О-ПБИОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК Р-С-ТБИОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК У-Я
BIOGRAPHIC MATERIALSCHRONOLOGY OF AFGHANISTAN XVIII

Главная » Статьи » СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ » ПУБЛИКАЦИИ

ГОРОДА ГЕРАЕВА РОДА
ГОРОДА ГЕРАЕВА РОДА

Г. А. Пугаченкова

"Вокруг света" № 8 за 1968, стр. 54-59

В середине прошлого века к нумизматам Лондона, Вены, Парижа, Петербурга стали поступать из Индии странные, никогда ранее не встречавшиеся монеты. Холодно и отрешенно смотрели с золотых и серебряных дисков какие-то неизвестные цари и различные божества — греческие, иранские, индийские. Смотрели безмолвно: их не поясняли надписи на большинстве монет, отчеканенные искаженным древнегреческим или индийским алфавитом. Примерно тогда же, в середине прошлого века, в областях северо-западной, а затем северо-восточной Индии, называемых в древности Гандхарой и Матхурой, стали находить обломки скульптур и рельефов, где древнегреческие и древнеримские художественные приемы гармонично сочетались с чисто индийскими сюжетами. Сравнив, изображения — на монетах и скульптурные, — исследователи пришли к выводу, что они были сделаны мастерами одном и той же эпохи, одних и тех же религий, одного и того же государства.
А монет находили все больше и больше — они поступали в музеи даже из Приуралья, из Скандинавии. Такое широкое распространение могли иметь лишь монеты государства могущественного и сильного. И после сопоставления вещественных находок с отрывочными и скупыми свидетельствами древних хроник и античных авторов стало ясно, что наконец-то найдены первые следы Кушанской империи.

ИМПЕРИИ, О КОТОРОЙ ИСТОРИКИ XIX ВЕКА ЗНАЛИ, ПО СУТИ ДЕЛА, ЛИШЬ ТО, ЧТО ОНА СУЩЕСТВОВАЛА.

В староперсидских надписях, в записях Геродота и последующих историков античности упоминается Бактрия — область, орошаемая водами Аму-Дарьи и ее притоков. В VI—IV веках до н. э. Бактрия была одной из сатрапий иранской державы Ахе-менидов. В 329 году до н. э. Бактрия была захвачена когортами Александра Македонского, после смерти которого вошла в состав государства Селев-кидов. Но уже в середине III века до н. э. бакт-рийский правитель Диодот, восстав, образовал самостоятельное Греко-Бактрийское царство, которое спустя немногим более ста лет распалось под натиском саков — скифских племен, пришедших с севера. Далее — как свидетельствует древняя хроника — в конце II века до н, э. сюда пришли из-за Сыр-Дарьи иные скифские полукочевые племена — юеджи, обитавшие в Восточном Туркестане. И вскоре правитель одного из племен — кушанов — подчинил себе остальные юеджийские племена и местное бактрийское население и создал Кушанское княжество...
Но, внезапно появившись на горизонте древнего мира, кушаны затем на целое столетие выпадают из поля зрения летописцев. Новые краткие упоминания о них появились лишь тогда, когда кушан-ские цари, вторгшись в Индию, уничтожили там остатки греческого влияния и создали Кушанскую империю со столицей в городе Пурушапуре (ныне Пешавар). На этом всякие письменные свидетельства о Кушанской империи обрываются окончательно. И столь бесследно истаяла эта держава в веках, что даже сейчас, спустя почти сто лет после того, как были найдены первые кушанские монеты и скульптуры, «можно скорее говорить о существовании сложной кушан-ской проблемы, чем о связной истории Кушанского царства», — как пишет видный советский востоковед Б. Я. Ставиский.

ЛИШЬ ОТДЕЛЬНЫЕ ШТРИХИ КУШАНСКОЙ ИСТОРИИ ПОСЛЕ МНОГОЛЕТНИХ ИССЛЕДОВАНИЙ СТАЛИ ИЗВЕСТНЫ УЧЕНЫМ...МИРОВОЕ ОТКРЫТИЕ СОВЕТСКИХ АРХЕОЛОГОВ

Чтобы рассказать о себе, застыли в камне лица потомков Гераева рода. На цветных фотографиях — скульптуры, обнаруженные в Халчаяне, на черно-белых — в Дальверзин-тепе. (Фото Е. ЮДИЦКОГО.)
Выяснено, что кушанские императоры поддерживали торговые, культурные и дипломатические связи с Римом. На колонне римского императора Траяна, воздвигнутой в честь его победы над «варварами», есть и рельефы кушанских послов.

Через земли кушан проходил сложившийся еще до них Великий Шелковый Путь — первая в мире трансазиатская дорога, начинавшаяся на Дальнем Востоке и заканчивающаяся у берегов Средиземного моря.

К индийским портам Кушанской империи приходили корабли из Египта, а в дельте Нила, в Александрии, была колония кушанских купцов.

Установлено, что гандхарское искусство — те самые скульптуры из Гандхары, что вместе с монетами были для исследователей первым следом Кушанской империи, — сыграло огромную роль в развитии мировой культуры: художественные приемы и принципы, разработанные безвестными скульпторами, украсившими буддийские храмы и дворцы, уже почти два тысячелетия — до сего дня — встречаются в буддийском искусстве.

И НИЧЕГО НЕ ИЗВЕСТНО О ТОМ, КОГДА ТОЧНО НАЧАЛСЯ ВЗЛЕТ МОГУЩЕСТВА ЭТОЙ ИМПЕРИИ, КАКИЕ ПРИЧИНЫ ЛЕЖАЛИ В ОСНОВЕ ЭТОГО И ЧТО В КОНЦЕ КОНЦОВ ПРИВЕЛО К ПАДЕНИЮ «ВЕЛИКИХ КУШАН».

" Известно, например, что зенита могущества Кушанское государство достигло во время правления царя Канишки. Но когда это было? Ответ на этот вопрос мог бы пролить свет на многие проблемы не только кушанской, но и всей истории древнего мира. На постаментах некоторых гандхарских скульптур и стенах кушанских храмов этого периода удалось прочесть посвятительные надписи, указывающие на время их создания. Но все это исчисляется от начала... «эры Канишки». Круг замкнулся. И для того, чтобы точно установить начало этой эры, чтобы связать во времени хотя бы важнейшие события, происходившие в Кушанской империи, с остальной историей древнего мира, за последние пятьдесят лет дважды собирались ученые на международные конференции, — но начало «эры Канишки» так и не установлено '...

СЛОВНО ГОЛЬФСТРИМ, ЧТО НЕСЕТ СВОИ ВОДЫ В МИРОВОМ ОКЕАНЕ, НЕ СМЕШИВАЯСЬ С НИМ, НО НАГРЕВАЯ ЕГО, ПРОХОДИТ СКВОЗЬ ВСЕМИРНУЮ ИСТОРИЮ «ПОТОК ВРЕМЕНИ» КУШАНСКОЙ ИМПЕРИИ.

НО ВЕДЬ ИМЕННО НА ГРЕБНЕ ЭТОГО ПОТОКА И ВОЗНЕСЛОСЬ ТО ЗНАМЕНИТОЕ ГАНДХАРСКОЕ ИСКУССТВО, ЧТО ОТКРЫЛО НАМ КУШАНСКУЮ ИМПЕРИЮ. ТАК, МОЖЕТ БЫТЬ, ПРОСЛЕДИВ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ЭТОГО ИСКУССТВА ВО ВРЕМЕНИ И ОПРЕДЕЛИВ ЭТО ВРЕМЯ ПО АРХЕОЛОГИЧЕСКИМ ДАННЫМ, МОЖНО ОПРЕДЕЛИТЬ И РУСЛО ЭТОГО ГОЛЬФСТРИМА ДРЕВНЕГО МИРА?

НО НЕ БЫЛО СЛЕДОВ, ДОКАЗЫВАЮЩИХ, ЧТО ЭТО ИСКУССТВО СОЗДАНО... КУШАНАМИ. Самими кушаками, а не приглашенными мастерами из стран Средиземноморья. Доказательств того, что гандхар-ское искусство глубоко самобытно в основе своей, и, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ОНО — ЗАПЕЧАТЛЕННАЯ В КАМНЕ ИЛИ ГЛИНЕ ЧАСТЬ ИСТОРИИ КУШАН-СКОЙ ИМПЕРИИ, А НЕ ОТРАЖЕНИЕ ЛИШЬ ПРИДВОРНОЙ МОДЫ И ВКУСОВ КУШАНСКИХ ВЛАДЫК ПЕРИОДА НАИВЫСШЕГО МОГУЩЕСТВА ИМПЕРИИ.

...А доказательством самобытности кушанского искусства могло быть только одно — открытие следов зарождения и развития гандхарского искусства там же, где и началась история Кушанской империи, — на правобережье Аму-Дарьи, на землях Бактрии.

И ВОТ НЕДАВНО ЭКСПЕДИЦИЯ УЗБЕКСКИХ УЧЕНЫХ, ВОЗГЛАВЛЯЕМАЯ ОДНИМ ИЗ КРУПНЕЙШИХ СОВЕТСКИХ ВОСТОКОВЕДОВ, ПРОФЕССОРОМ ГАЛИНОЙ АНАТОЛЬЕВНОЙ ПУГАЧЕНКОВОЙ, ПОСЛЕ МНОГОЛЕТНИХ ИССЛЕДОВАНИЙ НАШЛА ЭТИ СЛЕДЫ.

В долине реки Сурхандарьи, на коренных землях Бактрии, археологи обнаружили заплывшие землей остатки двух раннекушанских городов, один из которых, 'по всей видимости, — первая столица первых кушанских правителей.

И среди развалин археологи увидели скульптуры. Те самые скульптуры, которые были предтечей искусства «Великих Кушан».

ОБ ЭТИХ ОТКРЫТИЯХ РАССКАЗЫВАЕТ ГАЛИНА АНАТОЛЬЕВНА ПУГАЧЕНКОВА:
Действительно, судьба Кушанского государства удивительна — одна из величайших империй древнего мира почти не имеет своей письменной истории, известия древних рукописей о ней крайне скудны, число открытых эпиграфических памятников незначительно. И лишь нумизматика и искусство кушанской эпохи — градостроительство, мелкая пластика и главным образом Скульптуры, — по сути дела, до сих пор главные свидетельства их великой истории. Так нто же это такое — искусство кушан, и какими предстают перед нами кушаны в памятниках своего искусства?

Гандхарская скульптура поразила первых своих исследователей. Поразила каким-то удивительным смешением греко-римских мотивов с образами чисто индийского творчества. В результате большинством исследователей гандхарская школа рассматривалась лишь как греко-буддийский или как римско-буддийский синтез. Даже сами эти термины словно говорили о том, что гандхарское искусство пришло на берега Инда с побережья Средиземного моря (лишь изображения некоторых знатных буддистов, одетых в характерные кушанские костюмы, признавались чисто кушанским элементом этого искусства). И даже когда около полувека назад в Матху-ре были обнаружены каменные статуи кушанских владык, большинство исследователей заявило, что это лишь какое-то локальное вторжение «варварского элемента» в искусство Индии, не более...

А между тем открытий становилось все больше и больше. Сотни находок кушанских скульптур в руинах буддийских храмов Афганистана и Пакистана обогатили сокровищницу мирового искусства произведениями, исполненными то утонченной красоты, то грубоватой силы.

Неужели столь могущественная держава, как Ку-шанская империя, не имела собственного искусства?
Неужели кушаны, выходцы из Средней Азии, забыли свою прародину — Бактрию, страну, где зачиналось их политическое могущество, землю высокой и самобытной культуры? А может быть, так оно и было?

Решающее слово оставалось за археологией. Только археологические работы могли «нащупать» то промежуточное звено, которое связало бы культуру Индии этого времени с культурой Бактрии.
Если такое звено было на самом деле.

В 1959 году экспедиция Института искусствознания имени Хамзы начала раскопки в урочище Хал-чаян, в долине Сурхандарьи. Задача экспедиции была довольно узкой — обычное исследование древнего поселения. Но, как нередко бывает в науке, единичный факт, частный эксперимент открывает перспективу гораздо более широкую, нежели та, что виделась вначале.

Так случилось и в Халчаяне. Первые же раскопки показали, что расплывшиеся земляные бугры — остатки греко-бактрийского города, расцвет которого приходится уже на времена, когда создавалось первое Кушанское княжество.

И один из холмов скрывал остатки богато оформленного княжеского дворца. От живописи, некогда покрывавшей его стены, дошли до «ас лишь незначительные фрагменты — детали человеческих лиц, пышные цветочные орнаменты-. Но среди обломков стен, перекрытий, колонн мы увидели то, что, по-видимому, было гордостью и святыней дворца, — статуи.

В центральной части главного зала, над белой трехметровой панелью, стояли застывшие в глине представители царского рода и местная знать по обе стороны тронов, на которых восседали правитель и его супруга, осененные Афиной, Гераклом и богиней победы Никой; справа — не менее торжественная сцена представительства царских сородичей; а наверху тянулся фриз с изображением девочек-танцовщиц, ряженых скоморохов, нагих мальчишек, несущих тяжелые гирлянды цветов. Слева — отряд лучников и тяжело вооруженных бакт-рийских воинов мчался на распластанных в галопе боевых конях. Это был апофеоз государственной мощи, торжества над врагами и ликующего празднества. Апофеоз — но переданный не застывшими абстрактно аллегорическими образами, а изображениями конкретных исторических лиц. Конкретными, ибо портретность скульптуры не вызывала сомнений.
Кого же изображали эти статуи?

На некоторых кушанских монетах отчеканен профиль мужчины — хищный нос, крутой подбородок, несколько приплюснутый затылок, волосы, перетянутые ремешком. На оборотной стороне этих монет рядом с изображением воина на коне шла надпись: «Правящий Герай-Санаб-Кушан» или просто: «Герай-Кушан». Считается, что Герай — прямой предшественник (отец или дед) кушанского царя Куджулы Кадфиза — того самого, кто первым из кушанских царей вторгся в северную Индию и завоевал ее. На этих монетах впервые подчеркивается принадлежность правителя к роду кушан, да и по манере исполнения изображение царя резко отличается от эллинизированных профилей греко-бактрийского царства, — кушаны как бы демонстративно порывают с греческими традициями и утверждают собственные...
Но среди скульптур Халчаянского дворца обнаружено до десятка голов главных участников развертывавшихся здесь сцен — голов с подобной же привзобрался на гору, откуда был виден вдалеке родной дом, но силы совсем оставили его: ни идти, ни ползти он дальше не мог. Но тут он услышал за спиной чей-то жалобный голос. Это был слепец, который заблудился и не мог найти дорогу к дому. Зрячий человек вскрикнул от радости — перед ним стоял его брат. Они обнялись и заплакали. До дома оставалось совсем немного, но ни один из них не мог дойти туда сам. И тогда они решили, что из двух немощных тел может получиться одно здоровое: слепой посадил зрячего себе на спину, и так они медленно пошли вперед, жарко, неторопливо дыша, прильнув друг к другу и как бы став одной счастливой плотью...
Отдохнув, Григорий Саввич гулял по пасеке, останавливался возле дуплянок, прислушивался к тихому и усталому шуму осенних пчел. Они уже не вылетали. Все, что можно было собрать за долгое лето, было любовно собрано, заклеено, опечатано. И всегда-то ладная пчелиная работа была мила ему, а теперь особенно порадовался: «Шершень есть образ людей, живущих хищением чужого... А пчела есть герб мудрого человека, в своем деле трудящегося...»
Среди ночи Григорий Саввич проснулся от какого-то звука. Пасечник спал на полу, на тулупе тихо, как ребенок. Может, это птица разбудила его коротким звуком, похожим на хриплый голос флейты?.. Нет, по всему видно, что до зимы уже не успеет он навестить родное село, где под ветхими крестами лежат отец и мать. Ветер шелестит над камышовой крышей, и дождь охлаждает землю.
...Под утро дождь умолк за стенами. Нужно выйти и посмотреть, будет ли погода. Григории Саввич стоит посреди поляны. Туман медленно отступает от ближних деревьев. Мокрые дуплянки поблескивают, как новые пни. И высоко вверху, гораздо выше последних клочьев ночного ненастья, под недосягаемым вторым ярусом облачной завесы, поеживаясь, еле заметными толчками плывет косяк.
Может быть, вот это и разбудило его среди ночи? Вот этот хриплый прощальный голос, похожий на звук пастушеской сопилки...

Фото И. НЕВЕЛЕВА и Л. РАСКИНА

1 В 1968 году на совещании экспертов ЮНЕСКО в Париже кушанская проблема была названа одной из важнейших исторических проблем современности. Международная научная конференция по истории Кушанского государства, а которой примут участие виднейшие советские и зарубежные ученые, открывается в сентябре 1968 года в Душанбе

Об авторе:
Галина Анатольевна Пугаченкова (7 февраля 1915, Верный (Алма-Ата) — 18 февраля 2007, Ташкент) — известный советский археолог, академик АН Узбекистана, основоположница узбекской археологической искусствоведческой школы. Жена академика М. Е. Массона, мать археолога Вадима М. Массона.

© Галина Анатольевна Пугаченкова. 1968
© "Вокруг света" 1968

Категория: ПУБЛИКАЦИИ | Добавил: baktria (27.04.2009)
Просмотров: 1097 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]