Приветствую Вас Гость!
Четверг, 17.08.2017, 13:00
Главная | Регистрация | Вход | RSS| Страницы истории Афганистана

Страницы истории


ПУБЛИКАЦИИБИОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК А-ББИОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК В-Г-ДБИОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК Е-Ж-З-И
БИОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК К-ЛБИОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК М-Н-О-ПБИОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК Р-С-ТБИОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК У-Я
BIOGRAPHIC MATERIALSCHRONOLOGY OF AFGHANISTAN XVIII

Главная » Статьи » СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ » ПУБЛИКАЦИИ

ОПИСАНИЕ АЙ-ХАНУМСКОГО ДИСКА
ОПИСАНИЕ АЙ-ХАНУМСКОГО ДИСКА

(Цитата из книги . Р. Пичикяна "Культура Бактрии. Ахеменидский и эллинистический периоды", М. "Наука", ГИВЛ, 1991 стр. 256-259)

Эпифания Кибелы на серебряном диске

Позолоченный серебряный диск со сценой эпифании Кибелы на колеснице первоначально был издан в 1974 с кратким комментарием П. Бернара, а затем подробнейшим образом рассмотрен А.-П. Франкфором.

Идентификация Кибелы, как указал П. Бернар, была основана на изображении колесницы со львами, горного кряжа, по которому она движется, и полосе на голове богини. Ни в богине, ни в ее антураже нет никакого указания на то, что осуществлен какой-либо синкретизм ее с божествами Центральной Азии Наной или Анахитой.

А.-П. Франкфор, издавая находки, сделанные в храме с уступчатыми нишами, монографически исследовал этот диск. Его работа может считаться образцовой и исчерпывающей. Диск был найден в боковом помещении 2 храма под самым поздним полом 1, прижатым каменной плитой между двумя большими кувшинами, зарытыми в почву. Его спрятали как ценность, вследствие чего неизвестно, принадлежал ли он к сокровищам храма или был в него принесен поздними (постгреческими) обитателями Ай Ханум.

Диаметр диска 0,25 м, толщина 0,1—0,2 мм. Диск прибивался к деревянной основе, с которой был потом сорван. С лицевой стороны диск был позолочен. Еще Плиний указывал на удивительную тонкость листов, которую получали златоделы путем раскатки.

На рельефном изображении Кибелу, пересекающую горные страны на колеснице, запряженной львами, сопровождает Ника, стоящая впереди и управляющая львами. Позади колесницы идет жрец, несущий зонт, предохраняющий Кибелу от палящих лучей трех светил. На небосклоне изображены символы Гелиоса, Луны и Звезды.

Уровень почвы — горизонтальную линию композиции — представляет горный пейзаж, состоящий из многоярусного нагромождения холмов, покрытых цветами. Колесница с высоко поднятым кузовом снабжена большими колесами с восемью спицами. В нее впряжены два льва, профили которых почти полностью читаются. Дышло, шерсть, лапы льва, сбруя и холмы, по которым они шествуют, позолочены.

Кибела стоит, голова ее слегка повернута вправо. На голове полос с зубчиками (Когопа muralis). Одета она поверх хитона в короткий гиматий, который закрывает ее полностью. Ее правая рука, прижатая к груди, держит круглый предмет. Левая свисает вдоль тела. Несмотря на отсутствие тимпана, который считается ее непременным атрибутом, идентификация ее вполне надежна. Судя по крыльям, одно из которых видно в профиль за плечом, другой, чуть меньший женский персонаж, стоящий впереди Кибелы на повозке,— Ника, направляющая экипаж вожжами и стрекалом. Волосы ее зачесаны вверх. Одета она в платье, подпоясанное высоко под грудью.

За колесницей шествует жрец в коническом колпаке с отворотами, одетый в длиннополое платье с короткими рукавами подпоясанное на талии. В двух руках он держит зонт в форме полумесяца. Перед упряжкой возвышается жертвенник с пятью ступеньками, иа котором священнодействует другой жрец. Он стоит на третьей ступеньке. Лицо его обращено к богиням. Жрец изображен в профиль, одет подобно первому. Левой, вытянутой рукой он возжигает фимиам на маленькой курильнице, помещенной па вершине алтаря.

На небе, как уже говорилось, три изображения. Первое слева — Гелиос в виде бюста юноши. Плечи покрыты хламидой, застегнутой пряжкой «а правом плече. Голова окружена нимбом из 13 лучей. Лицо обращено к Кибеле. Символ Луны изображен в виде золотого полумесяца. Справа от него Звезда с 16 заостренными лучами. Эти астральные фигуры, кроме лица Гелиоса, позолочены.

Очевидный симбиоз греческих и восточных элементов рассмотрен А.-П. Франкфором раздельно. Грекам принадлежит изображение Кпбелы «а колеснице, запряженной львами. Тема, впервые поставленная в архитектурном убранстве архаической сокровищницы сифносцев в Дельфах, применялась широко вплоть до эллинизма, когда она была забыта и заменена К.и-белой на лани (Пергам). В Центральной Азии Кибела на колеснице изображена на относительно позднем фризе Халчаяна.

Близкие изображению диска Аи Ханум аналогии А.-П. Франкфор находит на терракотовой пластине из Самоса (с пантерами в упряжке вместо львов) и на бронзовой ситуле из Берлина IV—III вв. до и. э, . Утверждение о том, что парадное шествие львов с поднятыми очень высоко лапами характерно для эллинистического искусства, подкреплено примером: пантерой на сидонском саркофаге, львом на саркофаге Александра и львом, несущим Кибелу на Пергамском алтаре. Хотя, как справедливо заключает исследователь, никакого следа влияния пергамского искусства на изображениях львов айханумского диска не прослеживается.

К восточным злементам А.-П. Франкфор относит общеизвестную композицию из трех элементов (три звезды, сцена жертвоприношения и колесница), а также форму колесницы, гор, алтаря, курильницы и костюмов жрецов. По убеждению автора, остроконечные колпаки с отворотами и длиннополые подпоясанные платья с короткими рукавами определенно тяготеют к Северной Сирии и верхней долине Евфрата. Б подтверждение этого приводится множество примеров. Далее А.-П. Франкфор рассматривает возможные восточные уподобления Кибелы, особую ее близость, но не ассимиляцию, сирийской Атаргатис. Окончательный его вывод тот же, ,что и у П. Бернара: на диске изображена Кибела.

Во время публикации этой находки утверждение А.-П. Франкфора о том, что этот диск не только единственный, уникальный экземпляр на греческом дальнем Востоке, но и наиболее древний, было обосновано. Однако теперь, после находки подобного и более раннего диска, это утверждение не имеет силы. Думаем, А.-П. Франкфар согласится с этим, .когда ознакомится с тахтасангинским диском, являющимся, несомненно, наиболее близкой аналогией айханумскому.

На наш взгляд, тахтисангинскнй диск — более древний, чем диск айханумский. Мы отнесли его к IV в. до и. э. на основе очень убедительной и тщательно обоснованной датировки айханумского диска первой половины III в. до н. э., или, говоря иными словами, ко времени «царства одного из двух первых Селевкидов, когда Бактрия составляла часть их владений». Примечательно, что изучение изображения диска привело А.-П. Франкфора к заключению о несомненности культурных связей Сирии и Центральной Азии в этот период.

Категория: ПУБЛИКАЦИИ | Добавил: baktria (20.03.2009)
Просмотров: 677 | Теги: Культура Бактрии. Ахеменидский и эл | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]