Главная » Статьи » СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ » ПУБЛИКАЦИИ |
ГОРОДА ГЕРАЕВА РОДА Г. А. Пугаченкова "Вокруг света" № 8 за 1968, стр. 54-59 В середине прошлого века к нумизматам Лондона, Вены, Парижа, Петербурга стали поступать из Индии странные, никогда ранее не встречавшиеся монеты. Холодно и отрешенно смотрели с золотых и серебряных дисков какие-то неизвестные цари и различные божества — греческие, иранские, индийские. Смотрели безмолвно: их не поясняли надписи на большинстве монет, отчеканенные искаженным древнегреческим или индийским алфавитом. Примерно тогда же, в середине прошлого века, в областях северо-западной, а затем северо-восточной Индии, называемых в древности Гандхарой и Матхурой, стали находить обломки скульптур и рельефов, где древнегреческие и древнеримские художественные приемы гармонично сочетались с чисто индийскими сюжетами. Сравнив, изображения — на монетах и скульптурные, — исследователи пришли к выводу, что они были сделаны мастерами одном и той же эпохи, одних и тех же религий, одного и того же государства. ИМПЕРИИ, О КОТОРОЙ ИСТОРИКИ XIX ВЕКА ЗНАЛИ, ПО СУТИ ДЕЛА, ЛИШЬ ТО, ЧТО ОНА СУЩЕСТВОВАЛА. В староперсидских надписях, в записях Геродота и последующих историков античности упоминается Бактрия — область, орошаемая водами Аму-Дарьи и ее притоков. В VI—IV веках до н. э. Бактрия была одной из сатрапий иранской державы Ахе-менидов. В 329 году до н. э. Бактрия была захвачена когортами Александра Македонского, после смерти которого вошла в состав государства Селев-кидов. Но уже в середине III века до н. э. бакт-рийский правитель Диодот, восстав, образовал самостоятельное Греко-Бактрийское царство, которое спустя немногим более ста лет распалось под натиском саков — скифских племен, пришедших с севера. Далее — как свидетельствует древняя хроника — в конце II века до н, э. сюда пришли из-за Сыр-Дарьи иные скифские полукочевые племена — юеджи, обитавшие в Восточном Туркестане. И вскоре правитель одного из племен — кушанов — подчинил себе остальные юеджийские племена и местное бактрийское население и создал Кушанское княжество... ЛИШЬ ОТДЕЛЬНЫЕ ШТРИХИ КУШАНСКОЙ ИСТОРИИ ПОСЛЕ МНОГОЛЕТНИХ ИССЛЕДОВАНИЙ СТАЛИ ИЗВЕСТНЫ УЧЕНЫМ...МИРОВОЕ ОТКРЫТИЕ СОВЕТСКИХ АРХЕОЛОГОВ Чтобы рассказать о себе, застыли в камне лица потомков Гераева рода. На цветных фотографиях — скульптуры, обнаруженные в Халчаяне, на черно-белых — в Дальверзин-тепе. (Фото Е. ЮДИЦКОГО.) Через земли кушан проходил сложившийся еще до них Великий Шелковый Путь — первая в мире трансазиатская дорога, начинавшаяся на Дальнем Востоке и заканчивающаяся у берегов Средиземного моря. К индийским портам Кушанской империи приходили корабли из Египта, а в дельте Нила, в Александрии, была колония кушанских купцов. Установлено, что гандхарское искусство — те самые скульптуры из Гандхары, что вместе с монетами были для исследователей первым следом Кушанской империи, — сыграло огромную роль в развитии мировой культуры: художественные приемы и принципы, разработанные безвестными скульпторами, украсившими буддийские храмы и дворцы, уже почти два тысячелетия — до сего дня — встречаются в буддийском искусстве. И НИЧЕГО НЕ ИЗВЕСТНО О ТОМ, КОГДА ТОЧНО НАЧАЛСЯ ВЗЛЕТ МОГУЩЕСТВА ЭТОЙ ИМПЕРИИ, КАКИЕ ПРИЧИНЫ ЛЕЖАЛИ В ОСНОВЕ ЭТОГО И ЧТО В КОНЦЕ КОНЦОВ ПРИВЕЛО К ПАДЕНИЮ «ВЕЛИКИХ КУШАН». " Известно, например, что зенита могущества Кушанское государство достигло во время правления царя Канишки. Но когда это было? Ответ на этот вопрос мог бы пролить свет на многие проблемы не только кушанской, но и всей истории древнего мира. На постаментах некоторых гандхарских скульптур и стенах кушанских храмов этого периода удалось прочесть посвятительные надписи, указывающие на время их создания. Но все это исчисляется от начала... «эры Канишки». Круг замкнулся. И для того, чтобы точно установить начало этой эры, чтобы связать во времени хотя бы важнейшие события, происходившие в Кушанской империи, с остальной историей древнего мира, за последние пятьдесят лет дважды собирались ученые на международные конференции, — но начало «эры Канишки» так и не установлено '... СЛОВНО ГОЛЬФСТРИМ, ЧТО НЕСЕТ СВОИ ВОДЫ В МИРОВОМ ОКЕАНЕ, НЕ СМЕШИВАЯСЬ С НИМ, НО НАГРЕВАЯ ЕГО, ПРОХОДИТ СКВОЗЬ ВСЕМИРНУЮ ИСТОРИЮ «ПОТОК ВРЕМЕНИ» КУШАНСКОЙ ИМПЕРИИ. НО ВЕДЬ ИМЕННО НА ГРЕБНЕ ЭТОГО ПОТОКА И ВОЗНЕСЛОСЬ ТО ЗНАМЕНИТОЕ ГАНДХАРСКОЕ ИСКУССТВО, ЧТО ОТКРЫЛО НАМ КУШАНСКУЮ ИМПЕРИЮ. ТАК, МОЖЕТ БЫТЬ, ПРОСЛЕДИВ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ЭТОГО ИСКУССТВА ВО ВРЕМЕНИ И ОПРЕДЕЛИВ ЭТО ВРЕМЯ ПО АРХЕОЛОГИЧЕСКИМ ДАННЫМ, МОЖНО ОПРЕДЕЛИТЬ И РУСЛО ЭТОГО ГОЛЬФСТРИМА ДРЕВНЕГО МИРА? НО НЕ БЫЛО СЛЕДОВ, ДОКАЗЫВАЮЩИХ, ЧТО ЭТО ИСКУССТВО СОЗДАНО... КУШАНАМИ. Самими кушаками, а не приглашенными мастерами из стран Средиземноморья. Доказательств того, что гандхар-ское искусство глубоко самобытно в основе своей, и, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ОНО — ЗАПЕЧАТЛЕННАЯ В КАМНЕ ИЛИ ГЛИНЕ ЧАСТЬ ИСТОРИИ КУШАН-СКОЙ ИМПЕРИИ, А НЕ ОТРАЖЕНИЕ ЛИШЬ ПРИДВОРНОЙ МОДЫ И ВКУСОВ КУШАНСКИХ ВЛАДЫК ПЕРИОДА НАИВЫСШЕГО МОГУЩЕСТВА ИМПЕРИИ. ...А доказательством самобытности кушанского искусства могло быть только одно — открытие следов зарождения и развития гандхарского искусства там же, где и началась история Кушанской империи, — на правобережье Аму-Дарьи, на землях Бактрии. И ВОТ НЕДАВНО ЭКСПЕДИЦИЯ УЗБЕКСКИХ УЧЕНЫХ, ВОЗГЛАВЛЯЕМАЯ ОДНИМ ИЗ КРУПНЕЙШИХ СОВЕТСКИХ ВОСТОКОВЕДОВ, ПРОФЕССОРОМ ГАЛИНОЙ АНАТОЛЬЕВНОЙ ПУГАЧЕНКОВОЙ, ПОСЛЕ МНОГОЛЕТНИХ ИССЛЕДОВАНИЙ НАШЛА ЭТИ СЛЕДЫ. В долине реки Сурхандарьи, на коренных землях Бактрии, археологи обнаружили заплывшие землей остатки двух раннекушанских городов, один из которых, 'по всей видимости, — первая столица первых кушанских правителей. И среди развалин археологи увидели скульптуры. Те самые скульптуры, которые были предтечей искусства «Великих Кушан». ОБ ЭТИХ ОТКРЫТИЯХ РАССКАЗЫВАЕТ ГАЛИНА АНАТОЛЬЕВНА ПУГАЧЕНКОВА: Гандхарская скульптура поразила первых своих исследователей. Поразила каким-то удивительным смешением греко-римских мотивов с образами чисто индийского творчества. В результате большинством исследователей гандхарская школа рассматривалась лишь как греко-буддийский или как римско-буддийский синтез. Даже сами эти термины словно говорили о том, что гандхарское искусство пришло на берега Инда с побережья Средиземного моря (лишь изображения некоторых знатных буддистов, одетых в характерные кушанские костюмы, признавались чисто кушанским элементом этого искусства). И даже когда около полувека назад в Матху-ре были обнаружены каменные статуи кушанских владык, большинство исследователей заявило, что это лишь какое-то локальное вторжение «варварского элемента» в искусство Индии, не более... А между тем открытий становилось все больше и больше. Сотни находок кушанских скульптур в руинах буддийских храмов Афганистана и Пакистана обогатили сокровищницу мирового искусства произведениями, исполненными то утонченной красоты, то грубоватой силы. Неужели столь могущественная держава, как Ку-шанская империя, не имела собственного искусства? Решающее слово оставалось за археологией. Только археологические работы могли «нащупать» то промежуточное звено, которое связало бы культуру Индии этого времени с культурой Бактрии. В 1959 году экспедиция Института искусствознания имени Хамзы начала раскопки в урочище Хал-чаян, в долине Сурхандарьи. Задача экспедиции была довольно узкой — обычное исследование древнего поселения. Но, как нередко бывает в науке, единичный факт, частный эксперимент открывает перспективу гораздо более широкую, нежели та, что виделась вначале. Так случилось и в Халчаяне. Первые же раскопки показали, что расплывшиеся земляные бугры — остатки греко-бактрийского города, расцвет которого приходится уже на времена, когда создавалось первое Кушанское княжество. И один из холмов скрывал остатки богато оформленного княжеского дворца. От живописи, некогда покрывавшей его стены, дошли до «ас лишь незначительные фрагменты — детали человеческих лиц, пышные цветочные орнаменты-. Но среди обломков стен, перекрытий, колонн мы увидели то, что, по-видимому, было гордостью и святыней дворца, — статуи. В центральной части главного зала, над белой трехметровой панелью, стояли застывшие в глине представители царского рода и местная знать по обе стороны тронов, на которых восседали правитель и его супруга, осененные Афиной, Гераклом и богиней победы Никой; справа — не менее торжественная сцена представительства царских сородичей; а наверху тянулся фриз с изображением девочек-танцовщиц, ряженых скоморохов, нагих мальчишек, несущих тяжелые гирлянды цветов. Слева — отряд лучников и тяжело вооруженных бакт-рийских воинов мчался на распластанных в галопе боевых конях. Это был апофеоз государственной мощи, торжества над врагами и ликующего празднества. Апофеоз — но переданный не застывшими абстрактно аллегорическими образами, а изображениями конкретных исторических лиц. Конкретными, ибо портретность скульптуры не вызывала сомнений. На некоторых кушанских монетах отчеканен профиль мужчины — хищный нос, крутой подбородок, несколько приплюснутый затылок, волосы, перетянутые ремешком. На оборотной стороне этих монет рядом с изображением воина на коне шла надпись: «Правящий Герай-Санаб-Кушан» или просто: «Герай-Кушан». Считается, что Герай — прямой предшественник (отец или дед) кушанского царя Куджулы Кадфиза — того самого, кто первым из кушанских царей вторгся в северную Индию и завоевал ее. На этих монетах впервые подчеркивается принадлежность правителя к роду кушан, да и по манере исполнения изображение царя резко отличается от эллинизированных профилей греко-бактрийского царства, — кушаны как бы демонстративно порывают с греческими традициями и утверждают собственные... Фото И. НЕВЕЛЕВА и Л. РАСКИНА 1 В 1968 году на совещании экспертов ЮНЕСКО в Париже кушанская проблема была названа одной из важнейших исторических проблем современности. Международная научная конференция по истории Кушанского государства, а которой примут участие виднейшие советские и зарубежные ученые, открывается в сентябре 1968 года в Душанбе Об авторе: © Галина Анатольевна Пугаченкова. 1968 | |
Просмотров: 1808 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |