Главная » Статьи » СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ » БИОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК У-Я |
Кахармон Ибрагимович ХАСАНОВ [июнь ? 1941, Ташкент], оператор-документалист, заслуженный работник культуры Узбекистана (26. 08. 2002), лауреат Государственной премии Узбек. ССР им. Хамзы (1977 за участие в создании документального кино «От съезда к съезду. Советский Узбекистан»).. Жена: Людмила, дочь: Нигора, внук: Самир (2008). ![]() ![]() Закончил Ташкентский институт инженеров железнодорожного транспорта (1958-1960). С 1960 года работал ассистентом оператора, затем оператором на Киностудии документальных и научно-популярных фильмов Узбекистана. Снял более 75 документальных и научно-популярных фильмов: «Салом, «Бахор», «Здравствуй, Фидель!», «Узбекский балет в Каире», «Салом, Индия!», «По ленинским местам», «Пахта - инсоният гули» («Хлопок - цветок человеческий», совместно с Нелей Атауллаевой), Братья Шадиевы» (совместно с Нелей Атауллаевой).«В пустыне цветут яблони», «Форум двух континентов», «Л. И. Брежнев в Ташкенте», «Советский Узбекистан», «Устюрт», «Голодная степь» (удостоен первой премии Всесоюзного кинофестиваля во Фрунзе, 1975), «В семье равных», «Паранджа», «Есть на Востоке добрый город», «Регистан – жемчужина Самарканда» и другие. Награжден значком «Отличник кинематографии СССР». Работал на Кубе, Париже, Германии, Турции, Индии, Египте. Много сделал для сохранения исторических памятников Узбекистана, например, Ташкентского Регистана, ряд работ посвящены жизни и трудам замечательным людям Узбекистана, так фильм «Страна Даврана» (2010) – посвященао безвременно ушедшему из жизни другу, кинодокументалисту Даврану Салимову. ![]() ![]() ![]() С Т. Ханум и К. Симоновым Героями фильмов Х. стали многие выдающиеся деятели отечественной культуры: К. М. Симонов, Нонна Мордюкова, Тамара Ханум, политики и государственные деятели ряда стран мира. Дважды работал в Афганистане (9 и 6 месяцев соответственно), снятый во время поездок в Кабул и по стране фильм «Афганистан: революция продолжается» был удостоен Государственной премии СССР (А. Е. Бовин, автор сценария, Малик Каюмов, режиссер, Турды Надыров, директор и Шухрат Махмудов, оператор). * * * ДОПОЛНЕНИЯ: Из афганского дневника Кахрамона ХАСАНОВА: …В последнюю командировку Кахрамон вернулся из Кандагара в Кабул на изрешеченном пулями «газике». В этом улее душманов он спрятался на крыше мечети и снимал утренний намаз, что строжайше запрещено шариатом. Душманы заметили отраженный от объектива солнечный луч, и открыли страшную пальбу. Водителя, который сидел в машине за мечетью, убило на месте. Кахрамон не растерялся, перекинул его тело на заднее сидение, сел за руль и чудом вырвался из этого ада. Потом на корпусе «газика» сосчитали девятнадцать пробоин. А у него на висках появилась седина. ![]() Удостоверение, выданное киностудией «Афганфильм», с которым К. И. Хасанов ездил по Афганистану. Никто не знает столько правды о той войне, как он. Однажды Кахрамон рассказал эпизод о том, как брал интервью у двух захваченных душманов. В конце съемки подошел “особист” и спросил: “Всё, закончили?” Душманов тут же отвели в сторону, прозвучало два выстрела в затылок. Кахрамон говорил, что если бы знал, что этим кончится, то поговорил бы еще полчаса, час. Продлил бы их жизнь на этой земле. В Афганистане приходилось “маскироваться” под афганца и иранца, ни в коем случае не выдавать, что ты из Союза. Иначе – смерть. Те нелегкие дни “за речкой” не ожесточили Кахрамона, стали школой мужества. ПУБЛИКАЦИЯhttp://mytashkent.uz/2011/06/10/vernyj-rycar-kino/ (Рустам Шагаев, Верный рыцарь кино). ![]() листок афганского блокнота [435 x 500 пикс., 56 Кб]. «Скажи им, что я советский, если это были ихВани*, то они расстреляли бы на месте. После этого случая наш дир[ектор?] отказался с нами ездить, сказав нам, что он ещё хочет жить и что у него есть дети, а мы все немного поседели». В публикации использованы текст статьи Рустама Шагаева и фотографии из архивов Р. Шагаева и К. Хасанова. * ихване, ихвани, «их Вани» от араб. , (Аль-Ихван аль-Муслимун, т. е. «Братья-мусульмане»), название международной религиозно-политической ассоциации, созданной во второй половине 1920-ых годов в Египте, члены которйо придерживаются радикальных воззрений на методы борьбы с неверными и правил установления в мире исламского порядка, на послевоенном Б Востоке имела до полумиллиона сторонников и адептов, после перехода членов организации к террористической деятельности, деятельность бр.-мус. была запрещена в Египте (1954) Сирии и ряде других стран (в России официальный запрет введён в 2003 году). Название восходит к именованию исламского религиозного военного ополчения в С. Аравии первой половины ХХ века, сыгравшего большую роль в деле достижения страной независимости. В источниках связанных с войной в Афганистане ихване изначально выступают как силы борющиеся против светлых идеалов Апрельской революции, наймиты ЦРУ, пакистанские агенты и проч. Самое известное фольклорное упоминание об ихванах — песня начала 1980-ых годов «Я воин-интернационалист», приписываемая иногда М. Смурову, где «их Вани» упоминаются в уничижительном контексте: ![]() [1240 x 807 пикс., 379 Кб] «Ихванин, эта сволочь ![]() ![]() | |
Просмотров: 3261 | Рейтинг: 4.7/3 |
Всего комментариев: 0 | |