Главная » Статьи » СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ » ПУБЛИКАЦИИ |
Музыкальная энциклопедия т. 1 А-Гонг, М., 1973, стлб. 248-251 АФГАНСКАЯ МУЗЫКА. Для Афганистана характерно сложное переплетение муз. культур разл. народов, издавна населявших страну: афганцев (пуштунов), таджиков, узбекон, туркмен, белуджей и др. Многовековой процесс развития афг. музыки протекал также во взаимодействии с богатой нар.-песенной культурой соседних народов — индийцев и персов. Истоки А. м. уходят в глубокую древность. Уже в 1-й пол. 1-го тысячелетия до н. э. в Бактрии, включавшей сев. обл. совр. Афганистана, культовые мелодии были частью религ. обрядов. Высокого уровня достигло С развитием феод, отношений усиливается процесс формирования придворного муз. иск-ва. Служившие феодалам певцы и музыканты восприняли индо-персидскую систему мелодических типов и нотное письмо. Следуя широко распространённым на Востоке муз.-эстетич. теориям, они утверждали «божественное» происхождение музыки, усматривали тесную взаимосвязь между муз. и стихотворной ритмикой. Впервые в афг. лит-ре вопросы теории муз. творчества были затронуты в трактате «Дастар-нама» («Книга о чалме») поэта Хушхальхана Хаттака (1613—91). Канонизированные формы придв. музыки сохранялись в стране до нач. 20 в. Однако развитие А.м. определялось в большей степени богатым и самобытным нар.-песенным творчеством, в к-ром ведущее место принадлежит муз. фольклору пуштунов — самой многочисл. народности в стране. Муз.-поэтич. творчество афганцев представлено разнообразными жанрами. Наиболее популярна ландый — песня-двустишие, состоящая из 2 неравнометричных мелодпч. построений. Ей присущи лаконичность, изящество формы, свобода мелодич. рисунка. Тематика ландый обширна: любовная лирика перемежается с гневной сатирой, весёлая шутка — с глубокими философскими размышлениями. Время возникновения этого жанра не установлено (известен образец тысячелетней давности, приписываемый возлюбленной Хало — одного из афг. военачальников в гос-ве Газневидов). Наряду с ландый нар. поэты — ашуги и думы — поют песни в форме багатьш (исполняются дуэтом певцов в нарастающем темпе) и нимакьщ (поются всеми присутствующими поочерёдно). Особое место занимают газель, мухаммас, чарбайт — сложные по музыкальной структуре жанры. Их литературная форма была создана поэтами-классиками. Они обычно исполняются профессиональными музыкантами. Богатством и разнообразием отличается афг. муз. инструментарий. Струпные инструменты: щипковые — тамбур (род домры), рубаб и дильрубаб (род лютни), смычковые — сарингай и гиджак (разно-видность скрипки), ударные — сантур и чанг(род цимбал); духовые, в т. ч. тростевые — бинбаджа (родственна волынке; заимствована из Индии), сурнай (род гобоя), шпе-лъщ (разновидность свирели), тула (род дудки); клавишные — армуния (род фисгармонии); ударные — наккара и дамама (род литавр), дариал и дупра (разновидность бубна), долкай (род барабана). С нач. 20 в., с проникновением в страну европ. муз. культуры, большое распространение получают фортепиано, аккордеон, мандолина, джазовые инструменты. Важный вклад в развитие А. м. внесла муз. редакция Кабульского радио (с 1941), при к-рой открыты трёхгодичные муз. курсы (рук. А. Брешна, художник и музыкант). При Кабульском радио созданы оркестры нар. инструментов (ок. 1946) и эстрадный (существовал в 1961 —64), гастролировавшие в СССР и др. странах. Растёт количество любит, хор. коллективов (гл. обр. при лицеях и школах). В 1960-е гг. в Моск. консерватории занималась группа молодёжи из Афганистана. Среди музыкантов, получивших нац.-традиционное и зап.-европ. образование,— Мухаммед Омар, Мухаммедин Захейль, певец Хафизулла Хияль и др. Популярны продолжатели нар.-песенной муз. культуры, наследники ашугов и думов, среди них: Шер Ахмад Газневи, Рахмат Гуль, Мир Хайдар, Абдулджалиль Дзаланд, Факир Мухаммед, Мухаммед Хусейн Арман. Лит.: Беляев В., Афганская народная музыка, М., 1960; Р и ш т и н, Садикулла, Ды шванд сандыра (Песня жизни), 'Кабул, изд. «Радио», 1959; Бенава Абдуррауф ва Форрох, Чанд аханг и пашто (Несколько афганских мелодий), Кабул, изд. «Радио», 1947. Г. Ф. Гирс. | |
Просмотров: 4341 | Комментарии: 1
| Теги: |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||