КАРА-ТЕПЕ, «Черный холм», — так именуется естественное всхолмление сцементированных песчаников, расположенное неподалеку от цитадели-калы Старого Термеза. В первых века* н. з. Кара-тепе был использован колонией буддистов для основания буддийского монастыря, помещения и целые блоки которого они частично высекли з скале, частично возвели на ее склонах и на вершине. Археологические раскопки на Кара-тепе, начатые еще в 1930-х годах и возобновленные в последние десятилетия, выявили пока лишь часть его сложной планировочной композиции.
Вскрытые вдоль юго-восточного склона участки показывают, что монастырь формировался {в основном во II в.) а виде самостоятельных блоков, иногда взаимосвязанных проходами и соединенных с верхними строениями посредством лестниц-шахт. Стандартной схемы в планировке этих отделов нег, но вместе с тем заметен некий общий принцип. В каждом из них имеется замкнутый дворик; он окружен возвышением-суфой; найденные на этих суфах каменные базы или следы от баз свидетельствуют об устройстве здесь обводных террас с деревянными колоннами — они обеспечивали тень в солнечное время дня. В нишах на стенах террас располагались статуи будд и бодисатв. К дворику примыкал пещерный отдел — обычно он включает высеченный в скале сводчатый коридор, обводящий массив породы по квадрат/ и дающий доступ н пещерным кельям. Со двора можно пройти и к полуназемным помещениям — кельям монахов, хозяйственным комнаткам, а также к святилищу. Одно из таких святилищ представляет собой квадратное помещение, окруженное коридором с трех сторон; в оформлении его были использованы блочи мергелистого известняка, а также окраска в красный цвет.
Планировка исследованных участков каратепинского монастыря отвечает нормам замкнутого монашеского быта, предписанного уставом. Вместе с тем по самому своему местоположению он был доступен и для буддистов Термеза и для прибывших из-за Амударьи буддийских паломников и купцов, которые сразу же от пристани могли направиться в общежитие, располагавшееся, видимо, на самой вершине холма.
В художественное оформление монастыря входили красные и белые штукатурки, орнаментальные росписи, сюжетная живопись, скульптура. Все это дошло лишь в незначительных фрагментах. Среди орнаментальных мотивов (исполненных по белому грунту красной краской в сочетании с черной либо с зеленой) — треугольники, квадраты, шестиконечные звезды, круги, которые получат широкое развитие в средневековом архитектурном деноре Средней Азии.
В росписях монастыря имелись и сюжетные изображения. Остатки многофигурной сцены обнаружены в нижней части одной из стен: полы длинных женских платьев и мужские ноги в мягкой «кушанской» обуви. Вероятно, это была группа знатных буддистов-дароносцев. Другие композиции включали образ Будды в сияющемнимбе, выполненный в традиционном изобразительном каноне, и монахов, стоявших на фоне деревьев с плодами. Найден также фрагмент росписи, где сохранился очень выразительный профиль отшельника-архата, видимо, обращенного к Будде, Каратепинские росписи выполнены в сочной красочной гамме и следуют высоким традициям кушано-буддийской живописи.
Среди других находок на Кара-тепе — рука глиняной статуи, малые фрагменты каменных изваяний, капитель с человеческой фигуркой среди листов аканта, головою хищника в центре вверху и двумя бычками-зебу по краям. (Эти и другие материалы из раскопок Кара-тепе хранятся в Государственном музее искусств народов Востока в Москве.)
Полное вскрытие Кара-тепе потребует еще многих лет. Но и уже выявленные участки дают представление о типе крупного скального буддийского монастыря-вихара, созданного в мушанской Бактрии. В нем запечатлен процесс проникновения из северо-западной Индии приемов буддийского строительства и их трансформации в духе тех местных архитектурных традиций, которые сложились в бактрийском зодчестве предшествующих веков.
© Галина Анатольевна Пугаченкова. 1976
© www.ast.uz