«МЫ ХОТИМ ВСЕМ РЕКОРДАМ...» (к Дню Рождения В.И.Аблазова)
В ЗАСТАВКЕ: Эмир Аманулла в британском пробковом шлеме и кавалерийских шнурованных сапогах осматривает советские самолёты П-1 (конструктора Поликарпова), перегнанные в Кабул, осень 1924 или 31 июля 1925 года (?)
Спиной к зрителю стоит в военно-лётной форме полпред СССР
* в Афганистане (22.4.1924-16.04.1936)
Леонид Ник. Старк (1889 — расстр. 15 дек. 1937 в Тбилиси)
**, поднимавшийся в качестве второго пилота в воздух на этих самолётах и установивший своеобразный рекорд по длительности пребывания в должности полномочного представителя нашей страны в Кабуле (12 лет), остающийся не побитым и по сию пору.
В качестве представителя правительства СССР Старк 31 августа 1926 года подписал советско-афганский договор о нейтралитете и взаимном ненападении, по которому, в частности, с целью урегулирования дальнейших отношений с Кабулом, Афганистану был возвращён, занятый некоторое время до этого небольшой остров Утра-Тагай на Аму-дарье и в тот же день войска ОГПУ были выведены с него на советский берег реки.
Судя по оправляемому свитеру, советский полпред готовится подняться в самолёт, чтобы своим примером продемонстрировать королю надёжность советской техники. Вооружённые кортиками
*** и тросточками сотрудники полпредства внимательно внимают обмену мнениями между монархом и их начальником.
1924-25 года были весьма непростыми для афганского правительства, сопровождались волнениями, закончившимися не без труда подавленным мятежом в Хосте, крайне опасный угрозой перерастания его в гражданскую войну, за которым стояли британские колонизаторы в Индии (заинтересованные так же в ослаблении и самих пуштунских племён), а так же беглые члены старшей ветви династии Баракзай (в частности, возглавивший силы мятежников Абдул Карим - сын бывшего эмира Афганистана (1879-80) Якуб-хана), не оставившие надежд на возвращение себе трона в Кабуле. В августе 1924 мятежники, двинувшиеся в сторону Газни и попытавшиеся при помощи местного населения взять город штурмом, потерпели поражение и были отброшены, затем в сентябре 1924 сторонами конфликта было подписано соглашение о перемирии.
"
21 августа 1924 г. по предложению Г. Чичерина Политбюро постановило передать Аманулле 5 тыс. винтовок с необходимым количеством патронов, 50 - 100 пулеметов, 3 радиостанции, "ускорить передачу аэропланов, находящихся в Кушке, вместе с летчиками", а также "послать летчиков для имеющихся в Афганистане аэропланов"
****. В сентябре-октябре 1924 г. Кабул получил от СССР 5 боевых самолетов с летчиками и механиками. Кроме этого вооружения, Афганистан дополнительно получил "артимущество" (прежде всего, авиабомбы и снаряды) на сумму более 607 тыс. рублей" (текст из статьи Юрия Тихонова, АФГАНИСТАН: мятеж в Хосте 1924-1925 гг. и позиция великих держав // Душанбе: Цифровая библиотека Таджикистана.LIBRARY.TJ).
После победы под Газни в боях с мятежниками начали принимать участие и советские лётчики.
см. окончание.