В ЗАСТАВКЕ: Король Афганистана, Аманулла-хан, проходит по газону в Гринвичской обсерватории, где для него установлен небольшой телескоп. На заднем плане можно видеть раздвинутый купол обсерватории, 22 марта 1928. (Фото: Fox Photos / Getty Images).
О СКЛОННОСТИ КОРОЛЕЙ НАБЛЮДАТЬ В ТЕЛЕСКОП ЗВЁЗДЫ НЕБЕСНЫЕ И ИСКУССТВЕ ЗАМАНИВАТЬ К СЕБЕ АВГУСТЕЙШИХ ОСОБ Король и сопровождающие его лица прибыли в Гринвич на автомобилях в перв. половине дня, в четверг, 22 марта 1928. Пояснения в ходе посещения старейшей обсерватории (осн. 1675) давал Королевский астроном сэр Франк Дайсон*. Его Величество с недоверием воспринял слова учёного о том, что современная наука развилась уже настолько, что позволяет наблюдать звёзды даже днём и при солнечном свете.
Однако, понаблюдать звёзды помешала низкая облачность и в час дня Его Величество отбыл из Гринвича в Королевскую артиллерийскую дивизию Вулвич и Арсенал Вулвич, а оттудда - в Королевское географическое общество в Кенсингтон-Горе, где ему был вручен диплом почетного членства.
Королева посвятила день хождению по лондонским магазинам, проведя три часа (!) в Waring & Gillow на Оксфорд-стрит, где она купила: английский фарфор (обеденный и кофейный сервизы и чайный тет-а-тет), хрусталь и стекло (бокалы, креманки, рюмки, фужеры и т.д.), столовое серебро и серебряные канделябры и подсвечники, электрическую фурнитуру, а так же дорогущий Axminster carpet (very, very fine specimen!!), выполненный на мануфактуре фирмы в Девоне.
* Frank Watson Dyson [1868— 25.5.1939, Кейптаун, ЮАР], британский астроном. Основные труды в области изучения солнечных затмений и спектра короны и хромосферы. Организовал несколько астрономических экспедиций в т.ч. в Бразилию (1919). Королевский астроном Шотландии (1905—10), Королевский астроном (1910—1933, с директорством в Гринвиче). Президент Королевского астрономического общества (1911—13). Получил личное рыцарство в 1915 году и орден Британской империи с рангом рыцаря-командора в 1926 г.
Заманивать королей к себе в гости дело непростое. Рассказывают легенду, что за столетие до Амануллы любимец нашего императора Николая Павловича, будущий граф Кляйнмихель [строитель Николаевской ж/д
*] зная увлечение своего государя наблюдение звезд небесных, специально распорядился в загородном доме своём, стоящем на дороге, ведущей к Петергофской резиденции, пристроить романтическую башню в любимом государем готическом стиле, а на сию башню поставить телескоп, да ступени винтовой лестницы укрыть коврами, а у телескопа соорудить ореховый столик, да на столик поставить поднос, штоф и стаканы лимоннаго стекла. А в штоф, с встроенной в него стеклянной емкостью для льда, перелить любимое императором «veuve Clicquot» (вина царь не пил, а в еде был аскетичен), да на блюдечки положить красную икру и нарезанные дольками яблоки и сыр, да подождать, когда стемнеет и из Петергофа приедет экипаж...
Государя интересовала астрономия. Всё остальное, впрочем, всего лишь легенда.
* Об этом феерическом казнокраде и лизоблюде редко вспоминают. Но имя его звучит в школьной программе, Некрасов: "Ваня (в кучерском армячке): Папаша! Кто строил эту дорогу? Папаша (в пальто на красной подкладке): Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душечка!".
Между прочим, памятен Кляйнмихель ещё и оперативным восстановлением после пожара 1837 года (всего за два года!) Зимнего дворца в СПб. Этот подвиг ему отметили в дарованном графском гербе, где изображён горящий дворец, а щитодержцами служат две саламандры, по древней легенде - порождения огня, в огне же и живущие.
© Fox Photos / Getty Images
© Страницы истории Афганистана, 2018