В ЗАСТАВКЕ: Портрет короля Амануллы в шинели и каскетке, бумага, гуашь, нач. 2000ых гг., частное собрание, Великобритания.
Этот неизвестного мне авторства портрет эмира и малика Амануллы-хана, как и многие современные портреты этого выдающегося реформатора Афганистана 1920ых годов, выполнен по фото, скорее всего из числа выполненных во время посещения королём Франции в ходе продолжительного европейского турне зимы-весны 1928 года.
Головной убор короля каскетка-Shako d'officier, являет собой род военного кивера, заимствованного французами у австро-венгров, где он именовался csákó.
![](https://a.radikal.ru/a35/2102/9c/ba7a2ec4f279.jpg)
Несколько раз видевший в начале мая 1928 в Ленинграде Амануллу молодой (20 лет и 2 месяца) студент-археолог, будущий академик и директор Государственного Эрмитажа, Борис Пиотровский, так описал внешний вид афганского монарха: "Аманулла Хан ездил в карете запряжённой белыми лошадьми цугом. Такого роскошного выезда не было и у императора Российского. Сам Аманулла появлялся в серой военной шинели и в серой шапке типа французского картуза
*, с козырьком.".
* ВИКИПЕДИЯ приводит этимологию русского традиционного произношения этого слова: "Русское слово «картуз» этимологически восходит к нидерл. karpoets — дорожная шапка. Впервые зафиксировано в русском языке в форме «карпуц» в 1706 году, «карпуз» — в 1712 году, «карпус» — в 1718 году, в современной форме — с 1722 года".