Зерван - в древнеперсидской мифологии бог времени и судьбы, двуполое существо, породившее Ахура-Мазду и Ахра-Майнью. Зендавеста признает единое верховное начало бытия, которое называет "вечною вечностью" (Церуане Акерене); из недр его происходят уже Ормузд и Ариман, Свет и Тьма, образующие своей борьбой существование настоящего мира.
См: http://en.wikipedia.org/wiki/Zurvan и http://fa.wikipedia.org/wiki/%D8%B2%D8%B1%D9%88%D8%A7%D9%86 (перс. яз).
Зерван (авест.), [Зрван, Зурван, Зарван], в иранской мифологии бог, персонификация времени и судьбы, верховный бог зерванизма - религиозного течения, соперничавшего с маздеизмом (религией Ахурамазды) вплоть до эпохи Сасанидов (3-7 вв.). 3. мыслился как Бесконечное время (Зерван Акарана), существующее изначально, когда мир пребывал в эмбриональном состоянии (поздняя "Авеста" различает Бесконечное время и Зерван даргахвадата - время конечное, которое соотносилось с этим миром, созданным и обречённым на гибель). Миф рисует 3. андрогинным божеством: он в течение тысячелетия совершает жертвоприношения, чтобы у него родился сын Ормазд (Ахурамазда), призванный сотворить мир. 3., однако, усомнился в пользе этих жертвоприношений, и от этого сомнения вместе с Ормаздом зародился Ахриман. 3. дал обет даровать власть над миром тому, кто появится на свет первым. Ормазд предугадал мысли 3. и поделился своим знанием с Ахриманом, а тот, разорвав чрево 3., преждевременно вышел на свет и назвал себя Ормаздом. 3., увидев его отвратительную внешность и стремление ко злу, отверг Ахримана. Тогда родился прекрасный Ормазд, но 3. вынужден был уступить царство над миром Ахриману на девять тысяч лет; затем должен воцариться Ормазд и исправить всё содеянное духом зла. Согласно гимну Вечному времени в «Бундахишне», 3.- «могущественнее обоих творений - добра и зла». Ход борьбы добра и зла и всё, что происходит в этом мире, в т. ч. и жизнь человека, предопределены 3. В противоположность маздеизму для последователей 3. характерна пессимистическая тенденция рассматривать земной мир как владение «князя тьмы». 3.- Зарва как верховное божество, «Отец Величия», был воспринят манихейством, а также митраизмом. Э. А. Грантовский.
Источник: Мифологический словарь/Гл.ред. Е.М. Мелетинский - М.:'Советская энциклопедия', 1990 г.- 672 с. Цит. по: http://myths.kulichki.ru/enc/item/f00/s13/a001371.shtml
ЗЕРВАН (Зарван, Зурван, Зрван) в древних иранских мифах образ времени и судьбы, верховный бог зерванизма. В мифах также отмечается Бесконечное время "Зерван Акарана", существовавшее еще в моменты рождения мира из эмбрионального состояния. "Авеста" различает также еще и Конечное время "Зерван даргахвадата". Согласно гимну Вечному времени в "Бундахишне", Зерван "могущественнее обоих творений - добра и зла". (ВЧ).
Источник: http://www.stolburonedvig.ru/175-zervan-zarvan-zurvan-zrvan.html
"Митраистический культ на Западе оставил многочисленные памятники изобразительного искусства со сложной и весьма интересной иконографией, которая в основном и даёт материал для понимания генезиса и содержания этого культа. Находим мы среди эмблем митраизма и интересующий нас предмет — ключ. Он придан одному из важнейших персонажей пантеона митраизма — Зрвану — божеству, которое олицетворяло представление о «бесконечном времени» как первоначальном космогоническом начале. Зрван держит в руках обычно два ключа, однако нередко у него, как и у фигуры на бия-найманском оссуарии, только один ключ. Что касается формы ключей у Зрвана, то они, естественно, отличаются от интересующих нас среднеазиатских. Они отличаются также и между собой. Вместе с тем, некоторое сходство всё же имеется. Видимо, в большинстве своём они изображают ключи от дверных запоров, а не от висячих замков.
Символическое значение ключей в руках фигуры Зрвана не вызывает сомнений — это также ключи от небесных врат. Исследователь митраизма и издатель важнейших памятников, относящихся к этому культу, Кюмон, по поводу значения ключей пишет: «Он [Зрван] держит в каждой руке по ключу как владыка неба, врата которого он открывает»".
Источник: А.М. Беленицкий: Находка железного ключа в Пянджикенте. // КСИИМК. Вып. XXIX. 1949. С. 100-105. http://kronk.narod.ru/library/belenizky-am-1949.htm; ссылка на: F. Сumont. Textes et monuments figures relatifs aux mystères de Mithra, t. I. Bruxelles, 1899, стр. 294.