Приветствую Вас Гость!
Суббота, 16.11.2024, 00:43
Главная | Регистрация | Вход | RSS| Страницы истории Афганистана

BARTHOLD W. [10] OTHER PERSONS [49] «АФГАНЦЫ» [122] ГАСТРОЛИ [52]
ГОС. ДЕЯТЕЛИ [54] КУЛЬТУРА И НАУКА [48] НДПА [20] ПРАВИТЕЛИ [115]
ПО ТУ СТОРОНУ [51] СОВЕТНИКИ [17]

Главная » Фотоальбом » ЛИЦА » ПРАВИТЕЛИ » TARAKI-4

TARAKI-4

Нур Мухаммед Тараки (15 июля 1917 – 2 октября 1979), политический и государственный деятель Афганистана, литератор.
В реальном размере 747x726 / 104.1Kb
3390 2 5.0

Добавлено 24.03.2009 baktria

Всего комментариев: 2
0  
1 baktria   (17.12.2009 16:02) [Материал]
БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ В РАЗРАБОТКЕ



Нур Мохаммад ТАРАКИ [15. 07. 1917, Калай, уезда Нава в провинции Газни или Кабул* — 9. 10. 1979, Кабул**], афганский общественный, политический и государственный деятель; журналист и литератор, занимался переводами с английского языка учебных пособий по марксизму-ленинизму***. Генеральный секретарь ЦК НДПА ( январь 1965—1967 и 3. 07. 1977 — 16. 09. 1979) и лидер фракции «Хальк» (Народ).

После Саурской революции и прихода к власти партии НДПА, стал Председателем Революционного Совета (30. 04. 1978 — 16. 09. 1979) и Премьер-министром Афганистана (1. 05. 1978 — 27. 03. 1979). Социально-экономические реформы, проводимые партией под руководством Тараки в крайне волюнтаристском стиле, сопровождались массовыми репрессиями против многих слоёв населения и вызвали массовое недовольство в стране, активизацию вооружённого сопротивления, которое, с учётом нестабильной ситуации в стране со времён переворота 1973 года, сначала выражалось локальными мятежами, а затем окончательно переросло в Гражданскую войну.

Его непродолжительное правление ознаменовалось внутрипартийными интригами, фракционной борьбой, репрессиями против кармалистов и подозрительных элементов внутри собственной фракции, кровавым террором против любой политической оппозиции, осложнением военно-политической обстановки в стране, процессом постепенного втягивания Советского Союза в решение внутренних проблем «народно-демократического» режима.

В сентябре 1979 года попытался организовать убийство второго человека в партии и стране, своего «дорогого помощника» тов. Х. Амина, но потерпел в этой авантюре поражение, был снят со всех постов пленумом ЦК НДПА (16. 09. 1979, формально пленум удовлетворил просьбу Т.) и, возможно ещё до пленума, убит.

* - в ряде источников называются также 1913, 1915 и 1916 годы. Место появления на свет Н. М. тоже окончательно не выяснено. Официальная биография любимого вождя Саурской Революции была предельно мифологизирована. Из неё удалили все неудобные факты. Так, например, не упоминалось о том, что он дважды работал в качестве переводчика в американских представительствах в Кабуле: с 1955 по 1958 в т. н. «Заморской миссии США» в Афганистане, а с мая 1962 по сентябрь 1963 — в посольстве США в Кабуле.

** - в Советском Союзе и РФ датой смерти Тараки неизменно указывается 9 октября. Эта дата впервые объявлена 10 окт. 1979 аминовскими властями. По ряду причин достоверность официальной даты смерти Тараки советской историографией и пропагандой никогда не оспаривалась, так как косвенно подтверждала выгодную Москве версию, что Тараки был убит не в результате борьбы за власть, а хладнокровно уничтожен «узурпировавшим эту власть предателем Амином». Большинство зарубежных исследователей, однако, считает, что Тараки погиб 14 или 15 сентября, т. е. практически сразу после того, как потерпела провал его попытка устранить своего соперника. Эти же даты обычно указываются в справочных источниках.

*** - во время пребывания Тараки «на лечении» в Советском Союзе (1965) в Баку был подготовлен, а затем издан ограниченным тиражом сделанный им перевод с английского на дари советского учебника «Основы марксизма-ленинизма», книжка выпущена в авторизованной редакции под видом самостоятельной теоретической работы «Новая жизнь». Затем книжку различными каналами начали переправлять в Афганистан.
Ответ: Оригинальные литературные произведения Тараки (писал на языке пушту) - социально-бытовые рассказы, очерки и повести, самостоятельной художественной ценности не представляют. При одном из первых их упоминаний в советском литературоведении они были охарактеризованы трафаретной фразой, характеризующей не литературные, а идеологические достоинства этих работ: «Повести Т. <…> способствовали развитию реалистических тенденций в афганской литературе» (A. C. Герасимова, Г. Ф. Гирс «Литература Афганистана. Краткий очерк», 1963). Позднее, в изданной в 1986 году книге А. Герасимовой «Литература Афганистана на языке пушту» (1986), апология «литературного наследия» Тараки приобретает уже законченный размах, а в работах К. А. Лебедева (конец 1960-ых -начало 1980-ых, например, «Нур Мухаммад Тараки — создатель художественной повести на языке пушту») Тараки начинает именоваться не только «классиком» но и не менее привычным и характерным для идеологизированной советской науки определением - «основоположник», каковым и подобает быть вождю революции и государства. Позднее, в силу утраты интереса в отечественной науке к афганской литературе Новейшего Времени, изучение литературного наследия Тараки благополучно завершилось. Одно из немногочисленных исключений составляет изданный в Москве 10.01.2006 автореферат на соискание звания к.ф.н. Таалатбека Шамудиновича Масадыкова, «Нур Мухаммад Тараки - основоположник современной афганской повести на языке пушту» (ср. с выше упомянутой статьёй Лебедева) :).

0  
2 baktria   (30.04.2010 12:48) [Материал]
Н. М. Тараки поныне остаётся для российского читателя самым маловразумительным из 4-х вождей ДРА: даже сейчас в России практически нет ни одного серьёзного биобиблиографического труда о нём или даже его биографии, в которых бы делалась попытка объективно проанализировать период правления Тараки (апрель 1978 - весна 1979), обстоятельства его кровавого прихода к власти, массовых убийств политических противников, которые стали осуществляться практически с первых часов саурского переворота: задолго до того, как второй человек в «партии и стране» тов. Амин, именовавшийся соратниками "мотором революции", волей объективных и субъективных причин, сменил в кресле вождя НДПА и ДРА стремительно впадавшего в маразм предшественника. Более того, вместо попыток анализа событий 1977-79 годов, вновь и вновь, теперь уже в Интернете, нередко насаждаются давно устаревшие пропагандистские штампы, унаследованные от КГБ и КПСС, в некоторых случаях и отштампованные людьми, прямо причастными к событиям не только кровавого декабря, но и кровавого сентября 1979-го года.

Ещё хуже обстоит дело с довольно многочисленными мемуарными свидетельствами, появившимися в последние годы. При всей важности, а иногда и уникальности сообщаемых сведений, при личной незаурядности авторов некоторых из них, мемуары эти зачастую несут отпечаток не критически воспринимаемой политической пропаганды тех лет, что в некоторой степени обесценивает даже лучшие из подобных воспоминаний.

Совершенным анахронизмом в этом смысле выглядят изданные в 2008 (!) мемуарные воспоминания Л. Е. Авдеевой, в которых личность Тараки подаётся в откровенно панегиристических тонах, в то время как Амин рисуется чёрной краской пропаганды сталинистских времён, да ещё в привычной связке-противопоставлении по известному незамысловатому трафарету отечественного агитпропа: «Ленин-Сталин», «плохой-хороший», «интеллигент-сами знаете кто».



АВДЕЕВА Людмила Евгеньевна (2. 10. 1943, Москва), урождённая Шмигельская, преподаваль русского языка, литератор, переводчик, автор поэтических сборников, одна из авторов коллективных академических изданий Института востоковедения: «Уроки иранской революции 1979 года» и справочника «Современный Иран».

Муж: Геннадий Петрович Авдеев (8. 6. 1940), сотрудник, ответственный секретарь в Центральном аппарате Союза советских обществ дружбы с Ираном и с Афганистаном (ССОД, возглавлялся В. В. Терешковой), в 1970-73 в коммандировке в Иране; в Афганистане с 1985 по 1987 (февраль 1988) гг. в должности 1-го секретаря советского посольства в Кабуле, доктор наук.

«Раненая книга»

«Муж в составе делегации ССОД за несколько месяцев до ввода войск съездил в Кабул, встречался в Президентском дворце с главой государства - Нур Мухаммедом Тараки и, вернувшись, рассказывал какой это интеллигентный, интересный собеседник, улыбчивый, но очень уставший человек. Присутствовал на их встрече молодой и физически сильный Амин*, вероятно, уже тогда замышлявший захватить власть и готовивший расправы с интеллигенцией, партийными и военными кадрами и священнослужителями**. Тараки был еще и профессиональным писателем, и я уже представляла себе, как познакомлюсь с его творчеством сама и смогу рассказать о нем советским читателям».

* - «молодому» Амину тогда уже было 50 лет. Не старый, конечно, но и молодым его можно назвать, лишь сделав над собой некоторое усилие; «интеллигентный, интересный собеседник, улыбчивый, но очень уставший человек... профессиональный литератор» был на 12 лет старше своего заместителя. Но подобные обстоятельства не укладываются в схему, выстраиваемую Л. Е. Тем хуже для обстоятельств.

** - поездка тов. Г. П. Авдеева в составе делегации ССОД состоялась в 1979, когда и тов. Тараки и тов. Амин уже более года дружно и без всяких разногласий между собой тысячами истребляли своих политических противников, заодно отправляя к праотцам и некоторых особенно честолюбивых «товарищей по партии», вызывавших недоверие у вождей.

«От солдата до генерала. Воспоминания о войне». Том 11. — М.: Академия исторических наук, 2008.- 23 с.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]