Женская фигура с триратной над головой. Кабульский Музей.
ТРИРАТНА, букв. "Три жемчужины" (त्रिरत्न, triratna) - в джайнизме реализация учения Махавиры. Состоит из трех частей: Самьядаршана (Правильное видение) Самьягджняна (Правильное знание) Самьячаритра (Правильное поведение). Традиционно триратна изображается в виде тройственного символа: трезубца тришулы, обрамленного алмазной ветвью (ваджрой), расположенного поверх цветка чакры с цветком лотоса. Другой вариант этого символа, который и изображён на фрагменте стелы из Кабульского музея — три разноцветных прозрачных сферы, часто в виде трёх кругов — был использован Н. К. Рёрихом в дизайне его знаменитого "Знамени мира". Правда, в нашем варианте сферы представлены именно в виде распускающихся бутонов лотоса.
Необходимо разделять буддистское понимание триратны и чрезвычайно распространённое сейчас теософское толкование, в рамках которого выстраивал свою концепцию наш выдающийся художник и мыслитель Николай Рёрих.
Триратна является своеобразным символом веры буддиста. Восприятие Будды как учителя и проводника, его дхарму как закон, а сангху как сообщество единомышленников, является непременным атрибутом буддийского мировоззрения:
Есть Будда — совершенно Просветлённое, всеведущее существо, достигшее духовных вершин естественным образом через развитие ума и сердца в длинной последовательности рождений (сансара). Главными из этих вершин являются Просветление (бодхи) и Успокоение (нирвана), которые знаменуют окончательное Освобождение (мокша) и достижение высшей цели духовных устремлений в индийской и других восточных культурах, что не доступно ни богам, ни святым других религий.
Есть Дхарма — Закон, открытый Просветлённым. Этот Закон является смысловым ядром Вселенной, в соответствии с ним происходят все процессы вне и внутри человеческих судеб, с его помощью можно понять законы жизни и общества, взаимосцепленность и взаимозависимость всего. Закон этот Будда постиг и сообщил ученикам в виде Слова, Текста сутр. Тексты Закона Будды несколько столетий передавались изустно. В I в. до н. э. они были впервые записаны на пали. Эти писания составили канон школы тхеравадинов (старейшин) и назывались «Три корзины» (Трипитака, на пали — Типитака): «Корзина текстов по монашеской дисциплине и нравственному воспитанию» (Виная-питака), «Корзина текстов [Слова Будды]» (Сутра-питака, на пали — Сутта-питака) и «Корзина текстов высшего Закона» (Абхидхарма-питака, на пали — Абхидхамма-питака). Именно в корзинах, плетеных коробах, хранились пальмовые листы записей текстов, распределенных по отделам. Эти названия собрания Слова Будды сохранились доныне, хотя в других школах каноны содержательно иные.
Есть Сангха — община равных, не имеющих никакой собственности, нищенствующих (бхикшу, на пали — бхиккху), сообщество носителей Закона, хранителей знаний и мастерства, которые из поколения в поколение следуют путем Будды.
О Триратне так же: Триратна (санскр. Triratna = Три перла) — у индийских буддистов и джайнов (см.) название трех главных оснований их вероучений. Т. буддистов заключает в себе веру в Буддху, учение о дхарме и церковь верующих, с ее иерархией, дисциплиной и внутренней организацией. (Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона).
О Триратне подробнее:
ТУТ на
tamqui.com.
О символике "Знамени мира" (1931-35):
ТУТ Рерих описывает своё "Знамя" в письме к барону М. А. Таубе:
«Наконец-то я могу Вам послать домашний снимок с моей последней картины, посвященной смыслу значения знака Знамени. Можете показать эту фотографию и некоторым членам Комитета, и всем тем, кому, предполагаете, это будет полезно. Скажите всем невеждам, пытающимся подставить какие-то свои своекорыстные или злонамеренные объяснения, о смысле этого Изображения. Что может быть древнее и подлиннее византийской концепции, уходящей в глубину веков к первому обобщенному Христианству и так прекрасно претворенной в иконе Рублева «Святая Живоначальная Троица» Свято-Троицкой Сергиевской Лавры. Именно этот символ — символ древнейшего Христианства, освещенный для нас также и именем Св. Сергия, подсказал мне наш знак, смысл которого и выражен на прилагаемом снимке, сохранив все элементы и расположения их, согласно иконе Рублева. Пусть этот снимок будет у Вас в Париже на случай каких-либо новых попыток опрокидывать уже существующее. Посылаю Вам еще снимок Св. Владычицы Знамени — Мадонны Орифламмы.» Н. К. Рерих — барону М.А.Таубе, 13.2.1932г.