В ЗАСТАВКЕ: Пластина, украшенная женской фигурой, известной как "Афродита Кушанская", Афганистан, Тилля Тепе, могила № II, 1-ый в. н. э. Золото. 4.5 x 2.5 см. Национальный Музей. Кабул.
В.И. Сарианиди Храм и некрополь Тиллятепе.// М.: 1989. 240 с. ISBN 5-02-009438-2//Глава вторая. Некрополь Тиллятепе.
Спереди на платье, в центре орнаментального панно находилась фигурная брошь «Афродита Кушанская». Широкоскулое лицо с прямым, без переносицы, носом, большими миндалевидными глазами, мясистыми щеками, невыразительными губами и маленьким, но четко очерченным подбородком показано в трёхчетвертном повороте (рис. 19). Сверху лицо венчал головной убор типа тюрбана или высокой конической шайки с опушкой по нижнему краю. Наиболее близкие соответствия демонстрирует тюрбанообразный головной убор, представленный на терракотовой матрице из северобактрийского поселения Бараттепе. [Пугаченкова Г.А. Искусство Бактрии эпохи кушан. Рис. 91] Согласно Геродоту, скифы носили на голове тюрбанообразные уборы с островерхой макушкой, что до определённой степени может напоминать описанный головной убор крылатого божества. Менее вероятно, что на рас-(
61/62)-сматриваемой броши изображена не шапка, а причёска в виде длинных волос, разделённых посредине лба и зачёсанных в разные стороны и наверх. Причёска как бы обрамляла лицо валиком и заканчивалась на макушке высоким узлом. Из-под тюрбана или валика вниз прямыми прядями, закрывая уши, спускаются короткие волосы.
Короткая шея переходит в торс с небольшими, еле намеченными грудями, разделёнными широкими лентами, возможно ремнями, перехваченными в месте соединения пряжкой. Ниже узкой талии показан округлый живот с чётко моделированным углублением-пупком. Правая рука полусогнута и упирается в отставленное бедро; левая, с браслетами на запястье, опирается на колонку и держит в ладони неясный округлый предмет. Бёдра охватывает широкий, свёрнутый в несколько оборотов жгут, от которого вниз мягкими вертикальными складками ниспадает лёгкая ткань, заканчивающаяся по подолу крупными оборками. Под тканью угадывается чуть согнутая и выставленная вперёд левая нога, ступня которой высовывается из-под подола; правая слегка отставлена назад так, что из-под оборок выступает лишь носок. Из-за плеч широко в стороны расходятся крылья с чётко моделированными перьями. По обе стороны от фигуры расположены колонки с «базами» и двухступенчатыми «капителями». На одной из них помещена маленькая фигурка эрота со схематичным, еле намеченным лицом, на котором лишь обозначены овальные выпуклости глаз, невыразительный нос и щёлка рта; волосы длинными косыми прядями забраны назад. Обе руки эрота вытянуты вперёд, причём в левой зажат лук с натянутой тетивой. Между ног намечен бугорок, видимо, уточняющий мужской пол персонажа. За плечами — небольшие крылышки.
ПУБЛИКАЦИЯ ©В. И. САРИАНИДИ, 1989