В ЗАСТАВКЕ: Военный водитель («Урал») и миномётчик, рядовой Коля Саркисович Григорян из Молоковского края (Тверская обл.) фотографируется в кресле «в стиле Людовика XVI» из бывшей меблировки одной из королевских резиденций, Кабул, 1984/85, фото из личного архива К.С. Григоряна. Публикация фото: ныне не существующая страница на сайте molkrai.info (2014).
ОТРЕЧЁМСЯ ОТ СТАРОГО МИРА Роскошное кресло в стиле Людовика XVI с гобеленовой обивкой (возможно, серийный гарнитурный предмет французского происхождения), несмотря на то, что фото ч/б, по тону резьбы можно предположить её золочение. С определённой уверенностью кресло можно датировать втор. пол. XIX века (французские мебельщики того времени изготовляли целые комплекты подобных стилизованных предметов мёбели, которые закупались для интерьеров дворцов и особняков господами по всей Европе).
Кресло не только само неплохо уцелело, но сохранило даже подкладные подушки, и хорошо гармонирует с прочно усевшимся в него советским солдатом, судя по наряжённому лицу и рукам положенным на колени, чувствующим себя несколько скованно, но вполне уверено. В Кабул это кресло могло попасть в обозе подарков и приобретений короля Амануллы, полученных и сделанных им во время европейского турне 1928 года.
PS. Чтобы увидеть мёбель подобного стиля не нужно ездить в Кабул. Угловая гостиная последней российской императрицы Александры Фёдоровны в их с Николаем II постоянной резиденции в Александровском дворце Царского Села украшал когда-то целый гарнитур таких предметов из которых, к сожалению, до наших дней уцелели лишь одно кресло и один стул.
Кресло и стул Угловой гостиной императрицы Александры Фёдоровны в Александровском дворце Царского села. Париж (?), до 1886, кресло бук, береза, гобелен; резьба, золочение. 99 х 65,5 х 68,5 из исторической коллекции Александровского дворца; 96 х 57 х 61 (стул приобретен в 1967; фото сайта
tsarselo.ru Во дворце этом, бывшим одно время любимым местопребыванием в Царском наследника престола Александра Александровича (будущего Александра III) родился его первенец Николай, тут в годы царствования последнего царя, жена его устроила интерьер в стиле любимой ею эпохи Людовика XVI и Марии-Антуанетты - висел на стене огромный гобелен, изображающий королеву (подаренный французами царской чете), мерцала золотом мёбель и фурнитура, стилизованная под эпоху этого несчастного короля. Зала выходила окнами в огромный заснеженный парк, и в дымке изморози трепетали вдали меж стволов массивные китайские павилионы времён Екатерины Великой.
И.Н. Крамской, Поколенный портрет Александра III, холст, масло. 129 x 91,5, ГРМ., СПб.
В одном из этих кресел в 1886 году позировал художнику Крамскому Александр III, изображённый с шейным крестом ордена Св. Георгия II-ст. и золочёной саблей, поставленной между колен; ныне портрет находится в собрании ГРМ им. Александра III, а в коллекции музея-заповедника «Царское Село» хранится повторение портрета кисти художника И.Куликова (1906).
Один из последних и по-особенному удачных портретов работы Крамского. Парадность и торжественность застывшей фигуре царя придаёт тускловатый блеск золота погон, аксельбантов, резьбы и обивки кресла, сабли с георгиевским темляком, массивный белой эмали шейный крест, строгое хотя и простое выражение лица Государя. В России звали его Миротворец. Единственное военное столкновение в период его короткого царствования (1881-94) был бой с войсками Афганского эмира Абд-ур-Рахмана(т.н. Инцидент в Пенджде).
Коля Саркисович промыслами Брежнева с компанией пошёл ещё дальше и, шагнув за хребет Гиндукуша, обнаружил и там следы прежнего великолепия и королевской роскоши.
Источник фото: статья М.Белякова Под горячим солнцем Кабула нёс службу минометчик Коля Григорян [рубрика События и люди] // Мологский край // 14 февраля 2014 года
Источник фото: Фотоальбом сайта tsarselo.ru [Фотогалерея Энциклопедии Царского Села], 18.6.2012.
© К.С. Григорян, 1984/85, molkrai.info, 2014
© tsarselo.ru, 2012
© Страницы истории Афганистана, 2018-19