В ЗАСТАВКЕ:АНАСТАСИС «Сошествие Христа во Ад», мозаика кафоликона монастыря Осиос Лукас, на западном склоне горы Геликон вблизи города Дистомо в номе Беотия в 37 км. от Дельф.XI в. Сюжет мозаики, основан на тексте апокрифа — Евангелия от Никодима, (нач. V в.): «И пришел Царь Славы... медные врата были сломаны и все мертвые, которые были скованы, освободились... Сатана же закован в железо... И простирая руку Свою, сотворил Господь знамение крестное на Адаме и на всех святых Своих. И держа правую руку Адама, вышел из Ада, и все святые последовали Богу». Этот внеисторический сюжет нашёл выражение в греческой иконографии, позднее основные положения его были усвоены и древнерусской иконописью и фреской. Его символический смысл в искуплении первородного греха прародителей человечества, Адама и Евы, которых Воскресший Христос (поэтому на иконах Он изображается с крещатым нимбом) вывел из Ада. На противоположной стороне от дверей Ада обычно изображаются благие древние Цари Давид и Соломон, как выразители Ветхого Завета: предшественник Мессии и боговдохновенный псалмопевец. Сюжет является зримым выражением великого Завета Спасения, данного человечеству Господом нашим Иисусом Христом. Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав. Христос Воскресе!
Открою список краткой справкой об отце Романе (Шефарине). Отец Роман первый священник-афганц, о котором мне несколько лет назад случилось прочитать небольшую статью в Интернете. С него и начну тему.
о. РОМАН (Роман Борисович ШЕФАРИН), [1969?], клирик Владимирской и Суздальской епархии РПЦ (учреждена в 1214, возобновлялась в 1744, 1794, с 1923 носит нынешнее название), настоятель храма во имя иконы Сретение Владимирской иконы Божией Матери (Сретенский в Солдатской слободке). Служит так же в приписной храмовой часовне (храм-часовня) во имя Равноап. Кн. Владимира в Оперативном полку внутренних войск МВД РФ на Суздальском проспекте, в/ч 6523 (Специальный милицейский полк внутренних войск Московского Оршанско-Хинганского Краснознаменного округа), д.21б. контактные телефоны полка: (4922) 21-28-35.
Служил в Афганистане с ноября 1987 до вывода, вероятно, в одном из подразделений в 276-й Трубопроводной Бригады или 1461-го Отдельного Трубопроводного Батальона276-й Трубопроводной Бригады и 1461-го Отдельного Трубопроводного Батальона 1461-го Отдельного Трубопроводного Батальона: «Любой танк, он ездит. Любой самолёт летает. На чём летает, вот как раз и была наша задача: обеспечить армию и авиацию керосином и диз. топливом». Член Владимирского регионального отделения Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане и военной травмы «Инвалиды войны». Губернатором Владимирской области Н. В. Виноградовым награждён Персональным призом губернатора области, постановление администрации № 121 от 12. 02. 2013. Кроме него призом были награждены четверо ветеранов, среди которых ещё один «афганец»: кольчугинец Андр. Мих. Рябов, грамоты были вручены «афганцам» Николаю Борисову, Александру Жабину, Алексею Тычкову. Председателю Гусь-Хрустального отделения РСВА Сергею Пшеничному (Кундуз, 1984-1986, срочная, 140-ый мотострелковый) была вручена медаль «За мужество и гуманизм». («Владимирские Ведомости» **).
Фото Сретенского храма в г. Владимире, Олег Олегов. Щёлоков, 28 мая 2005.
Храм во имя иконы Сретение Владимирской иконы Божией Матери (Сретенский в Солдатской слободке), нынешний храм построен в 1807/1808 годах, закрыт в марте 1930 (окончательно 15 февраля 1939 ?), возвращён верующим в 1992), г. Владимир, ул . Ломоносова, 17а.
Ответ: Проезд к храму: Проезд маршрутным такси №5 до остановки ул . 9 Января (СИЗО), (Учреждение ИЗ 28/1) (Военный городок) либо на гортранспорте до остановки "Магазин Людмила" на проспекте Ленина, далее пешком в сторону ул . 9 Января – Ломоносова. Очерк истории Сретенского храма: ТУТ О храмовом празднике (26 августа / 8 сентября): ТУТ
Об о. Романе: и Второе знамя "афганцам" не помешает ТУТ (24.04.2009) и «Призыв», «Афганцы» встали под знамена» (28. 04. 2009). Фото храма ТУТ Икона на алтарной (?) стене храма: ТУТ (фото О. О. Щёлокова).
Пользуясь возможностью, сердечно благодарю настоятеля Михаило-Архангельского храма г. Владимира его Высокопреподобие протоиерея Анатолия Петровича Сегеду за уточнение отчества и фамилии о. Романа.
о. Алексей (ВЕЛИКОПОЛЬСКИЙ) [21. 07. 1958, Смоленск], майор запаса, священник церкви Святого мученика Меркурия Смоленского (память 24 ноября/7 декабря).
о. Владимир (ВИЛЬХОВИК), [1961?], протоиерей, учебная часть в Литве 242-й учебный центр воздушно-десантных войск, Прибалтийский ВО, п. Гайжюнай, Литовская ССР. В ДРА с 5. 05. 1980, (103-я «Витебская дивизия», введена 25. 12. 1979). После Афгана работал слесарем на заводе, укладчиком кафеля. Крещение принял в 1988 году. Нёс послушание пономаря, рукоположен в дьяконы, закончил Черниговск. духовное училище и Киевскую семинарию. Читает курс нравственного богословия в Черниговском духовном уч-ще (2011/12 уч. год)
О. Константин (Константин Геннадиевич ВОЛКОВ) [1962, Богородское, ныне Восточный Административный р-он г. Москвы], протоиерей (2001), настоятель Крестовоздвиженского храма*, в с. Дарна, Истринского района Московской обл. (1991). Участник войны в Афганистане (781 орб, 1981-83, Баграм, мл. сержант, медаль «За отвагу»). Окончил тех. училище № 12 (1981); Московскую духовную Семинарию (2006).
Хиротонисан 21 августа 1991 митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием в Успенском храме Новодевичьего монастыря г. Москвы. За ревность в служении награждён: набедренником (1992), камилавкой (1993), наперсным крестом (1997), палицей (2006), медалями Сергия Радонежского I ст. (2001), «За усердное служение» III ст. (2010), Благославенной грамотой митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия(2009). День тезоименитства 3 июня.
* 142513, Московская область, Истринский район, с. Дарна Телефон: +7(495)994-56-29; из Истры 4-36-29. Проезд электропоездом с Рижского вокзала Москвы или от станции метро Тушинская до станции Истра. Далее - от ст. Истра Рижского направления автобусами 30 (Адуево), 39 (Агрогородок), 319 (Крюково) до ост. "Дарна".
Построен 1895-1900 тщанием помещицы Анны Сергеевны Цуриковой по проекту архитектора С. В. Шервуда (см. ниже), ранее известен деревянным с 1686 года в течении столетия. Четырехстолпный, пятишатровый с кубическим основанием храм на подвале с пятью луковичными главами. Центральная увенчивает световой восьмерик, перекрытый низким шатром, боковые поставлены на постаментах из ярусов кокошников. Колокольня в три кубических яруса перекрыта невысоким шатром с главкой. К церкви с юга, а к колокольне с запада примыкают открытые крыльца под шатрами с главками. Декоративное убранство здания весьма богато и разнообразно, выдержано в духе эклектики (имитирующей русскую храмовую архитектуру XVII в., кирпичная без штукатурки внешней стены). Боковые приделы (ныне не освящены) Никольский и Михаила Клопского. Закрыта в 1930-х, использовалась для хоз. нужд, в 1941 сильно пострадала от обстрелов: полностью разрушена колокольня. Открыта в 1991, отреставрирована. У церкви могила местночтимой блаженной Александры († 1917).
ШЕРВУД, Сергей Владимирович (01. 12. 1858, Москва — 17. 08. 1899, Москва) Сын В. И. Шервуда. Окончил МУЖВЗ, в 1889 получил звание клас. худ. арх. Помогал отцу. В 1894 выполнил пристройку к ц. Николы на Мясницкой ул. (не сохр.). Выстроил особняки на Пятницкой ул., 64 (1897), на Новокузнецкой ул., 44 (1897, перестроен в 1910). Возвел церковь в с. Воздвиженском-Дорне Звенигородского у. (1895) и храм женского монастыря в Шамордино (1895). Архивы: РГАЛИ, ф. 680, оп. 2, д. 730. Литература: Художественный сборник работ русских архитекторов и гражданских инженеров. — М., 1890, 1, лл. 4, 5; 1891, 2, л. 39; некролог: Русские ведомости. — М., 1899, 19 авг.
Ответ: об о. Константине: БИОГРАФИЯ; фотоальбом РОЖДЕСТВО ; Тут, о поездке в храм "детей из приюта Глебово-Избищи. Их сопровождали сотрудники 1-го спецполка (северный) ГИБДД, которые шефствуют над приютом" Тут; «Школа – место духовного становления», в формате PDF (2.5 МБ)ТУТ; «В Орлове славят земляков» в формате PDF (3.3. МБ).
АЛЬБОМ А. Мордовина «Баграмские волки» , муз. А. Мордовин, сл. К. Долбилов.
«… Это стихи его боевого товарища, Константина Долбилова, с которым он служил в Афганистане в 781 отдельном разведбате. Константин незадолго до замены погиб в 1983 году. Настоятель Храма, отец Константин Волков, попросил написать песню, как память о своем боевом друге. Запись состоялась, и через год сложился альбом. На мой взгляд, каждый войсковой разведчик любит свою работу восторженно, а не уныло. Вот и у меня получилось именно такое музыкальное решение...».
Видеоролик памяти Константина ДОЛБИЛОВА «ПАМЯТИ АФГАНЦА» (созданный с участием о. Константина).
о. Николай (ЛИВКА), настоятель Храма св. Николая Чудотворца (на Отводе) в Ингульце, Днепропетровская обл., Криворожской епархии, Украина. Заложен 1. 10. 2002 преосвященным Ефремом, епископом Криворожским. Богослужения с 19. 12. 2005 года.
Немного о храме и его иконах ТУТ; Турнир в честь погибших «афганцев» ТУТ (текст, фото).
о. Анатолий (СОРОКИН), [1964, с. Туруново Батыревского р-на Чувашской АССР — 24. 04. 2010, в с. Янтиково Яльчикского р-на Чувашии], протоиерей, благочинный 5 (Батыревского и Шемуршинского) округа Чебоксарской и Чувашской епархии, настоятель храма во имя свт. Николая в с. Янтиково Яльчикского района. Застрелен по дороге на вечернюю службу психически больным человеком. Срочную служил в ПВ КГБ СССР на границе с Афганистаном (командировки на территорию Афганистана ?). Закончил Московскую духовную семинарию в 1988 году (в 2005 заочно Моск. Дух. Академию), направлен служить в Чувашию, рукоположен в диаконы, служил в Канаше (районный центр). Рукоположен в священники и направлен в село Янтиково (1994), где ему передали старое здание бывшего магазина рядом с местом, где некогда стоял разрушенный храм.
Младший ребёнок в семье: старшая сестра матушка Екатерина в 2010 году в Иерусалиме, в Горненском монастыре. Вторая сестра матушка Михаила – монахиня в Дивеево, начальница скита. И две сестры замужем за священниками – матушка Антонина и матушка Мария. У вдовы о. Анатолия матушки Елены остались сын Иннокентий (1990), в 2010 студент Строгановского уч-ща в Москве и четыре дочери.
Из воспоминаний сына: «после Афганистана он к ней приехал и говорит: «Ты знаешь, я три раза был при смерти и пообещал, если я выживу, то стану священником». Такая история была, но точно не знаю. Он приехал и сразу же, с первого раза поступил в семинарию. Заочно он учился еще в Академии года три назад. А в 2008 году, на двадцатилетие окончания семинарии, встретились все однокурсники. Владыка Павел Вышгородский, наместник Киево-Печерской Лавры, ¬- это папин однокурсник и один из лучших друзей. Он всех собрал, нашел самолет, они полетели все вместе, все практически священники с семьями в Иерусалим. Мы как-то отдельно были, потому что у папы сестра в Горнем монастыре – матушка Екатерина, в миру Анна. Мы там жили».
Чин отпевания возглавил (19. 04.) митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава. Тело погребено на кладбище родного села Туруново Батыревского района.
О. СЕРГЕЙ (СТАСЮК), [26. 02. 1967, с. Данькивка Иллинецкого р-на Винницкой обл. УССР], РДР 783 ОРБ ДРА Кундуз, 1987–1989. Инвалид I группы, орден Красной Звезды. Окончил курс Киевской семинарии, рукоположен во священники (1997). Священник церкви Моск. патриархата с. Кысляк (в 2001 1039 жителей) Гайсинского района Винницкой области: 23725, Винницкая область, Гайсинский р-н, с.Карбовка, ул.Ленина, 69а, тел. 64-2-45. Матушка (брак 1990): Светлана, две дочери и два сына: Сергей (1995) и Иоанн (2007).
О НЁМ: «Газета по-українськи» № 545 за 06.02.2008. Сергей Стасюк стал священником после Афганистана, ТУТ Об истории перелома ноги о. Сергея ТУТ, рассказ и фото. О СТРОИТЕЛЬСТВЕ ХРАМА, ФОТО о. Сергея и архиепископа Ионафана (Елецких), г. Тульчин Винницкой обл.
ПРИЛОЖЕНИЕ:
«33-летний сельский батюшка, чудом оставшийся в живых во время выполнения «интернационального долга», каждую службу начинает с поминальной молитвы по невинно убиенным друзьям».
Тамара МАЛИНОВСКАЯ «ФАКТЫ», 22.12.1999 (Винница) : 20 лет назад, 25 декабря 1979, советские войска вошли в Афганистан.
Одиннадцать лет назад Сергей Стасюк вернулся домой из Афганистана парализованным. Сегодня отец Сергий, инвалид первой группы, проповедует своим прихожанам веру в любовь и верность, великодушие и порядочность. Во все то, что спасло его самого.
«У меня до сих пор перед глазами сожженный дотла кишлак афганского друга»
— Еще до призыва в армию приходилось встречать юношей, возвратившихся из Афганистана, —вспоминает Сергей Стасюк. —Нам, мальчишкам, они казались такими сильными, мужественными, независимыми, их отличало какое-то особое отношение к жизни — ведь они побывали на войне! Мы им даже завидовали. Поэтому поначалу и я обрадовался, когда во время службы в армии представилась возможность служить в Афганистане. Откуда новобранцам было знать, что война эта была настоящей и убивали там по-настоящему. В то время КПСС проводила активную агитацию о необходимости выполнения интернационального долга в Афганистане. Уже в учебке неподалеку от Термеза понял: подготовка к военным действиям — дело нешуточное. Мы отдыхали 3-4 часа в сутки, все остальное время обучались искусству владения оружием. Афганистан поначалу показался великолепной, просто сказочной страной: бесконечная пустыня, верблюды, древние бородатые старцы в больших чалмах, неспешно разговаривающие и потихоньку потягивающие кальян.
Ответ: Настоящее путешествие во времени, вот только Алладина не хватало. Но грохот выстрелов заставил вернуться в жестокую действительность. А потом мы, еще ничего толком не понимающие новобранцы, увидели перед собой длинную казарму с пустыми кроватями и заправленными наискосок простынями. Эти белые треугольники, как оказалось, были символом скорби и печали: вчера отдыхавшие на этих кроватях солдаты не вернулись из боя.
Там, среди грохота снарядов, ярость, страх и жажда жизни невероятно увеличивали человеческие силы. Впрочем, часто возникало чувство, что человек, как животное, инстинктивно чувствует опасность. Мы бежали, подхваченные неудержимо увлекающей нас волной, и даже не чувствовали, что превращаемся в убийц, бандитов. Мы рвались вперед — вопреки своей воле, но с неукротимой яростью и бешеной злобой рвемся убивать, потому что знали: если не уничтожим врагов, они уничтожат нас!
Однажды ночью нас подняли по тревоге — разведка доложила о месторасположении душманов. Командир скомандовал: «Огонь!», а мой пулемет почему-то отказал. Впрочем, после того как артиллерия бомбардировала эту местность «работы» для нас, десантников, там было немного. А когда рассвело, мы не поверили собственным глазам -- вокруг покоились мертвые тела людей в праздничной одежде. Расстрелянные оказались мирными жителями, направлявшимися на свадьбу. Невеста и ее родственники пробирались в соседний кишлак к жениху. Нас попросту дезинформировали, сообщив, что в указанном месте находится бандитское формирование. Я был просто ошеломлен произошедшим.
Впрочем, подобные кошмары повторялись часто. Как-то я обнаружил, что сожженное нами дотла селение -- кишлак моего афганского друга, с которым вместе мы учились в Харьковском техникуме. Помню, как, улыбаясь, он писал свой адрес в моем блокноте: «Может, когда-нибудь и тебе придется побывать в моем кишлаке, это совсем недалеко от Кабула!». Да, мне пришлось побывать в этом кишлаке. Теперь его нет.
— Но впереди была дорога домой, радостное возвращение к прежней жизни, к родным. И вот, когда до отъезда домой оставалось семь дней и мы уже видели самолет, прилетевший за нами, случилось так, что во время очередного задания рядом с нашим блиндажом разорвался снаряд. Я увидел, как пошатнулась его кровля. Помню, пытаясь хоть на какое-то мгновение поддержать падающую крышу, только и успел крикнуть бойцам: «Бегите!». А вот сам вместе с еще одним солдатом выбежать не успел…
Очнулся уже в кабульском госпитале после операции. Голова была такая тяжелая, будто налита свинцом. Чувство отчужденности угнетало, все вокруг застыло в молчании и безысходности. Война была позади, но в каждом из нас она ставила зловещий кровавый след. Как оказалось, у меня был сильно поврежден позвоночник. Друзья, дежурившие возле меня, рассказали, что я успел высунуть из блиндажа голову, тело же осталось под рухнувшими балками. Многотонные обломки упавшего блиндажа ребята растягивали БТРами, потом еле вытащили оттуда меня.
—Долго пришлось лечиться?
— Несколько месяцев скитаний по госпиталям поддерживал себя сам -- молитвами и любовью. Меня научила молиться моя старенькая бабушка Екатерина. В детстве она часто просила меня: «Сережка, почитай Библию!» И я охотно читал ей. Знаете, бабушка все-таки дождалась моего возвращения, хотя и была тяжело больна —рассказывала, что молилась, мечтая увидеть меня.
А еще я постоянно думал об одной очень симпатичной девушке, с которой познакомился в Ташкенте во время очередного приезда из Афгана за новобранцами. До поезда оставался час, и я прогуливался на железнодорожном вокзале. Вдруг увидел трех девушек и одной из них вручил, наверное, неслучайно оказавшуюся в моих руках розу. Она удивилась, рассмеялась, а я объяснил ей свой поступок очень просто: «Чувствую, что ты—моя судьба!». Потом мы переписывались. А когда случилось несчастье и я понял, что останусь калекой на всю жизнь, написал ей письмо с просьбой забыть меня. Но ее письма все равно разыскивали меня — в госпиталях Кабула, Ленинграда, в спинальном центре в Саках. До сих пор не пойму, как они доходили до меня, эти письма, ведь адресов на них не было — только мои имя и фамилия да жалобная приписочка «Люди добрые, передайте это письмо моему любимому!». Это все равно, что «на деревню дедушке». В скольких же добрых руках побывали эти письма, прежде чем нашли адресата!
В госпитале часто звучали песни Розенбаума. «Прости, мой друг, тебя уж нет, а я лишь только ранен», — подпевал Сергей, глядя на лежавших с ним в госпитале молодых парней без рук и без ног. Именно тогда он серьезно задумался над смыслом человеческого бытия: «Зачем человеку дается жизнь? Неужели для того, чтобы однажды забрать ее у него?» Врачи утверждали, что с таким ранением, как у Сергея, не поднимаются.
Ответ: Но он нашел в себе силы встать на ноги, а, немного подлечившись, начал ходить. Потом уехал в родное село на Винничину, к родителям. А тут опять письмо от Светланы: «Приезжай. Люблю. Жду. » Он написал, что не может лететь в Актюбинск и пригласил ее к себе домой. Но Светлана оказалась настойчивой и очень правильной: «Мама твердит, что к порядочным девушкам женихи сами приезжают!» Сергей больше не раздумывал -- попросил знакомого подвезти его в аэропорт, сел на самолет. В пути познакомился с одним военным, который и помог ему добраться в Актюбинск по нужному адресу.
Встреча была незабываемой. Мать Светланы благословила молодых.. Вскоре они переехали на Винничину, дом построили, родились дети.
«Кажется, вновь на том свете побывал»
— Я всегда с благодарностью вспоминаю спасших меня медиков. Вот и решил, как они, научиться помогать людям и поступил на подготовительное отделение Винницкого медуниверситета. А однажды, возвращаясь домой в Гайсин на своей «Таврии», попал в дорожно-транспортное происшествие. Кажется, вновь на том свете побывал. Не знаю, как удалось врачам Винницкой городской больницы N 2 вернуть меня к жизни. В том ДТП я потерял одного из своих лучших друзей, который ехал вместе со мной, — машина разбилась в лепешку. Я понял, что это предупреждение Господа: ведь когда стал калекой в Афганистане, клялся ему в верности. А тут, получается, избираю другой жизненный путь.
Впрочем, людям это свойственно -- достигая всего, что чего просят у Бога, забывают об обещанном. Тогда и понял, что нужно изменить свою жизнь. Поступил в Киевскую духовную семинарию, получил сельский приход. У меня уже трое детей — Диана, Изабелла и Сергей. Что еще нужно для счастья? Только вот здоровье все чаще подводит. Бывает, приезжаю на службу, а в спине боль неимоверная! Падаю на колени перед святыми образами, долго молюсь и плачу. Боль понемногу проходит, утихает.
В селе Кисляк, где у отца Сергия большой приход, церковь так намолена! Ей уже 500 лет! А Евангелию, по которому читает батюшка, -- 300! Такой же древней была церковь и в родном селе отца Сергия — в селе Даньковка Иллинецкого района на Винничине. Дубовая, построенная без единого гвоздя, она была уничтожена во время печально известной борьбы с церквями. Парень, сорвавший с нее крест, упал с крыши и вскоре слег парализованный, а отдававший этот приказ председатель колхоза вскоре после разрушения церкви умер. На месте изувеченной святой обители местные власти распорядились установить стелу с именами погибших в годы Великой Отечественной войны.
—Война в Афганистане изменила жизнь многих воевавших там наших парней, увы, не всегда к лучшему, —рассказывает председатель Винницкого областного Союза ветеранов войны в Афганистане Петр Кирилишин. —К сожалению, многие из них не смогли реализовать себя после возвращения на родную землю. Поэтому нас так радуют люди, которые, пережив ужас войны, все-таки сумели найти себя.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]