برج عمران شهر/Бордж-э-омран-е-шэхр (Башня <для> украшения города), Кабул, конец XIX века, фото:
skyscrapercity.com.
В 1770-ые годы/1150-е годы исламский хиджры дурранийский император Тимур Шах перенёс столицу своего государства из древнего города Кандагар на юго-западе страны в ещё более древний Кабул - на северо-востоке, многие архитекторы и строители , кто добровольно, а кто и под конвоем переехали в новую столицу и начали работать там, и с того времени новый Кабул становится новым сердцем страны. Во главе этих строителей и архитекторов был человек по имени Мурад хан/مراد خان, в честь которого сегодня назван целый район столицы - Мурадхани. Кандагарские зодчие возвели многие из великолепных зданий своего времени. Их работа не ограничивалась Кабулом, и они построили так же много зданий по всей стране: в Герате, Джалалабаде, Балхе.
После того, как кандагарские мастера построили в конце 1880-ых - начале 1890-ых годов Абд-ул -Рахман-хану (1881-1901) в Ташкургане на севере страны дворцово-парковый комплекс باغ جهان نما/Baag-e-Jahan Nama (в вариантах перевода этого могольского названия лежит своего рода смысловой полиндром: "Мир, отражающий Сады" или "сады, похожие на мир"), Эмиру так понравилась их работа, что он пригласил зодчих в Кабул для строительства Бордж-э-омран-е-шэхр или برج شهراره Башни Сhrạrh.
В те далёкие время авганцы ещё не изобрели цемент, поэтому вместо него для приготовления связующих растворов использовались куриные яйца. Такой раствор, производящийся из яичного белка, называется сару - это строительный материал, состоящий из яичного белка смешанного с песком белой известью, золой и небольшим объёмом воды, он обладает сильными связующими свойствами и, практически не сжимаясь или не расширяясь при нагревании солнечными лучами после высыхания, обладает сильной устойчивостью к воздействию воды.
В сухом климате здания сооружённые из слабо-обожённого кирпича и или мало-глинистых масс, могут простоять века.
_______________________________________
Памятник представляет собой трёхъярусную башню-восьмигранник, сохранившуюся со значительными утратами, перекрытия и свод которой так же разрушены. Внешняя сторона стен декорирована полуциркульными сводчатыми нишами (по 24 в каждом ярусе).
Во время реставрационных работ проведённых, видимо, уже во второй четверти ХХ века часть окон была заложена, несколько проёмов, наоборот, пробиты, что нарушило целостность композиции этого оригинального памятника, выстроенного в подражании образцам могольской индо-исламской архитектуры XVI-XVII веков (когда влияние афганских правящих домов в истории Индии было ещё весьма высоко), с их массивностью, многоугольными и, вместе, ясными композициями планов, стремлению к симметрии, тонкой детализацией декора, деликатностью орнаментики и впечатляющей необъятностью, призванной увековечить в памяти потомков эпическую эпоху детей и внуков завоевателя Индостана Захир уд-Дин'а Мухаммед'а Бабура, спящего вечным сном в Кабульских садах Багхе-Бабур.