статуэтка петуха с мужской головой и птичьими лапами, стоящего на пьедестале, бронза, Рим (?), I в. до н.э., 5.4 Х 6 см, National Museum of Afghanistan (inv. N. 57-7-8.описание: Part of a decorative item: a cock with a man’s head), Kabul. Фото: artgallery.nsw.gov.au
В ЗАСТАВКЕ: Статуэтка петуха с мужской головой и птичьими лапами, стоящего на пьедестале, бронза, Рим (?), I в. до н.э., 5.4 Х 6 см, National Museum of Afghanistan (inv. N. 57-7-8.описание: Part of a decorative item: a cock with a man’s head), Kabul. Фото: artgallery.nsw.gov.au
Эта фигурка, предназначение которой остаётся не вполне ясным - одна из самых оригинальных находок в корпусе баграмской бронзы и не имеет аналогов среди античных предметов, найденных на территории современного Афганистана.
Предположительно, она может происходить из региона Северной Италии, где так же отмечены находки однотипных фигурок человеко-петухов. В литературе высказывались предположения, что подобные изображения могли возникнуть отголоском "эллинистического мира праздников и симпосиев"* (ритуальных пиршеств).
Фигурка увенчана гротескно гипертрофированной яйцеобразной лысой головой, плоским лбом крупным носом-клювом, и петушиной бородкой под человеческим подбородком.
По поверьям античности петух, атрибут бога Гермеса, был тесно связан с солнцем, восход которого он приветствует, совершая ритуальную песнь отгоняющую демонов. Предполагается, что многие античные представления о роли петуха были заимствованы греками у персов, у которых уже в глубочайшей древности петух почитался одним из наиболее священных животных**.
Камея в ажурной золотой раме, II в.н.э., сердолик, 28 Х 23 мм. Фигура петуха с головой воина в бороде и в шлеме, держащего щит и копьё, вероятно, изображает бога войны Ареса / Марса, в виде боевого петуха, точно так же, как сова в шлеме с человеческой головой символизировала Афину. Частная коллекция. Фото: journals.openedition.org.
В гребне на голове имеется отверстие, за которое фигурка, видимо, подвешивалась перед алтарём и играла роль тинтиннабулума (тинтиннума) — музыкальной подвески-колокольчика, часто имевшей форму бронзовой фаллической фигуры.
В некоторых случаях тинтиннабулуму придавали форму человеческого фасцинуса - магико-религиозного фаллоса, оберегающего от дурного глаза, своеобразного талисмана, призванного приносить удачу своему обладателю.
Утратив фаллические формы и всевозможные сексуальные подтексты, тинтиннабулум вошёл в практику римского католицизма и в виде литургического колокольчика используется ныне в богослужениях и процессиях.
Вместе с тем, предметы, подобные или близкие баграмскому петуху найдены, например, в Нижнем Египте (греко-римская бронзовая голова, ныне в собрании Fouquet Collection), в некрополе Париона в Мизии и т.д. К этому типу памятников относятся гротескная бронзовая статуэтка из Museum für Kunst und Gewerbe в Гамбурге или бронзовая голова петуха Гермеса, оторванная от tintinnabulum'а, в собрании Antikensammlung, Берлин.
Литейная терракотовая фигурка человека-петуха, сидящего на алтаре, найдена в начале прошлого века в швейцарском кантоне Тичино (Муральто, ныне в Истор. Муз. в Берне).
Возможно, подобные фигурки могли являться частью вотивных даров/votivus, т.е. относиться к разряду предметов, приносимых в дар божеству по обету, ради исцеления или исполнения какого-либо желания, являясь формой смягчённого или упрощённого жертвоприношения. Подобный древнейший обычай (известный ещё в эпоху архаической Греции в XVII в до н.э.) приобрёл в эпоху эллинизма чрезвычайное распространение по всему античному миру.
* см. работу Simone «Voegtle A Grotesque Terracotta Figurine of the First Century C.E. from Muralto, Ticino, Switzerland: Function, Use, and Meaning», ТУТ Les Carnets de l'ACoSt , сайт artgallery.nsw.gov.au, 2016
** Возможно, отголоском древних магических культов, связанных с петухом (древнееврейское слово geber, одновременно означает и «человек» и «петух»), является иудейский ритуал капарот/כפרות, совершаемый благочестивыми людьми во второй половине дня перед Йом-Кипуром и символически переносящий/возлагающий все личные грехи человека на петуха, как на некий сосуд, играющий роль своеобразного «ощутимого заменителя» или своеобразного (козла отпущения) человека. Эта практика также была обычаем персидских евреев с древнейших времён.
См. так ниже приложение с примером антисемитской листовки, выпущенной в среде русской монархической эмиграции 20ых годов на тему ритуального жертвоприношения Царской Семьи.
Составлено и написано с использованием текстов и иллюстративного материала:
Simone Voegtle «A Grotesque Terracotta Figurine of the First Century C.E. from Muralto, Ticino, Switzerland: Function, Use, and Meaning» Les Carnets de l'ACoSt , сайт artgallery.nsw.gov.au, 2016
СМ. так же статью Jeffrey Spier, Glyptique romaine. Most Fowl: Athena, Ares, and Hermes Depicted as Birds on Engraved Gems ТУТ, (Pallas – Revue d'études antiques), сайт artgallery.nsw.gov.au, 2010
В среде русской монархической и консервативно-православной общественности в эмиграции было широко распространено убеждение в духе кровавого навета о том, что убийство Царской Семьи в июле 1918го года Екатеринбурге носило характер ритуального жертвоприношения.
Известны в этом смысле антисемитские листовки-открытки, распространяемые и поныне в электронных СМИ. Утверждается, что эта открытка была выпущена в начале XX века в нью-йоркском Бпуклине и якобы продавалась (!) среди варшавских (!) евреев.
подпись на иврите означет ритуальную формулу: ‘Это мой выкуп, это моя замена, это мое жертвоприношение’, являющуюся упрощённым вариантом ритуальной фразы, читаемой во время обряда капарот: זֶה חֲלִיפָתִי, זֶה תְּמוּרָתִי, זֶה כַּפָּרָתִי. זֶה הַתַּרְנְגוֹל [או: זֶה הַכֶּסֶף] יֵלֵךְ לְמִיתָה [או: יֵלֵךְ לִצְדָקָה] וַאֲנִי אֵלֵךְ לְחַיִּים טוֹבִים אֲרֻכִּים וּלְשָׁלוֹם.