В ЗАСТАВКЕ: Небольшая барельефная статуя Будды Шакьямуни с руками сложенными в Дхьяне-мудре
* и прикрытыми самхати, штюк со следами полихромной росписи, лепка. высота: 26 см. Хадда, Национальный музей в Кабуле (K. M. inv. no. 63-3-428).
Этот великолепный образец храмовой барельефной скульптуры найден в комплексе буддистских монастырей в Хадде, в плодородной долине близ Джелалабада, где на дороге ведущей из Кабула к Хайберскому перевалу в 1923-28 годах французским археологом
Жюлем Барту, членом ДАФА, были проведены раскопки, давшие миру множество памятников ранне-буддистского храмового искусства, выполненных в технике лепки и резьбы, часть из которых тогда же поступила в собрание музея Гиме в Париже и в собрание Кабульского музея.
* т.е. в мудре медитации, с положением рук, в котором Будда достиг просветления: руки опущены и лежат на бедрах, большие пальцы рук соединены, остальные пальцы одной руки (либо тыльная сторона ладони) лежат на пальцах другой.
Одеяние Будды и его монашеского плаща-самхати переданы неглубокими и крупными складками, а вся композиция лапидарна и немногословна с тем, чтобы ничего не отвлекало зрителя от лика Божества, вылепленного с исключительным реализмом и выражающему глубокий покой созерцания Истины.
Возможно, изображение Будды с покрытыми полами плаща руками, символизировало потаённость учения и было обращено к вниманию и пониманию новообращённых последователей буддизма.
Фото: Catalogue of the NatioNal Museum of Afghanistan, 1931–1985 – ISBN 978-92-3-104030-6 – © UNESCO 2006, C.384, (K.p. Ha. 1019. 86.).