В ЗАСТАВКЕ: Евгений Лансере (1848-86), Афганец на коне, бронзовое литьё, чеканка, монтировка, тонировка, модель 1879. Третьяковская галерея, Москва
Евгений/Евгений-Болеслав-Вольдемар Александрович Лансере (12/24. 08.1848, Моршанск, Тамбовская губ. — 23.03./4.04 1886, им. Нескучное, Курская губ.), русский скульптор-анималист т.н. "малых форм" или "кабинетной пластики" (изображавший преимущественно лошадей), классный художник 1-й степени (1869 или 1872?), почётный вольный общник Императорской Академии художеств (1876), выпускник СПб. Ун-та, юрист (1869).
Внук майора наполеоновской армии, принявшего после плена российское подданство. Лепкой занимался с гимназических лет. В творческой манере первоначально следовал
Л.Либериху, но вскоре приобрёл свой легко узнаваемый творческий почерк, полный изящества и тончайшей деталировки, с великолепным знанием фактуры материала и понимания особенностей художественного литья. Его многочисленные работы (ныне известны более 400 композиций, многие выполнены по частным заказам, в т.ч. членов Императорской фамилии, в единственной авторской отливке) не спутаешь ни с кем другим
*. Выезжал на фронт русско-турецкой войны, посетил страны Магриба и Алжир (1883). Умер от туберкулёза курским помещиком и коннезаводчиком
**.
Жена:
Екатерина Ник. Бенуа (1850-1933), в молодости художник-график, ученица Павла Чистякова, шестеро детей: Евгений, Николай, Софья, Екатерина, Мария, Зинаида-Камилла... в т.ч. -
Евгений (1875-1946, Москва), живописец и график, блистательный иллюстратор толстовской повести «Хаджи-Мурат», у него сын-архитектор и дочь-художница;
Николай (1879-1942, в саратовской тюрьме), архитектор и худ.-декоратор, у него дочь и сын-архитектор;
Зинаида-Камилла, в замужестве Серебрякова (1884-1967, Париж), художница, у неё двое сыновей и две дочери, в том числе реставратор Петергофа после войны Александр Серебряков (1906-90) и пережившая всех братьев и сестёр Екатерина (июнь 1913 - авг. 2014, Париж), все четверо - художники.
_____________________
* маленьким мальчиком увидев в Русском музее миниатюрные бронзы Лансере, я был пленён ими настолько, что просил приводить меня вновь и вновь в залы Михайловского дворца только для того, чтобы снова и снова рассматривать их.
Первую его «Тройку», вылепленную в 11-летнем возрасте, преподнесли 14-летнему вел.кн. Александру Александровичу, будущему царю. Позднее, получив известность и признание (а в ряде случаев из-за стеснённых обстоятельств), Н.Е. стал продавать права на тиражирование своих работ владельцам крупных и частных производств: петерб. литейной фабрике Ф. Шопена (часть восковых моделей впоследствии перешли в собственность Н.Берто, вывезены им в Париж и рассеялись по свету), литейщику Верфелю, ювелиру Сазикову, мастеру Грачёву, Каслинскому заводу на Урале и др.
** великолепный наездник, Лансере сам прекрасно смотрелся в седле и очень гордился своим любимым орловским рысаком
«Кабардой», которого тоже увековечил в бронзе.