В ЗАСТАВКЕ: священный гусь
Хамса (
हंस), горный хрусталь I в. н. э. 32-я ступа, Бабар Хана, Таксила, Гандхара. © Photo by World Imaging, 2005.
Изображение Хамса из Британского музея имеет полость в которой прежде находились мощи. Найден в гранитной чаше с надписью выполненной резьбой, инкрустированной листом золотой фольги: "Шира сохранит мощи её родителей".
В индуизме Хамса почитается как
वहन (вахана от санскр. वह, «восседать, ехать на чём-либо») — средство передвижения четырёхрукого бога сотворения
Брахмы, вахана изображался в виде дикого гуся (по другим представлениям - лебедя), на котором Брахма восседает, совершая полёты, одновременно является символом этого бога. Махабхарата именует Брахму велеречиво и пространно: «раскрывшимся и нераскрывшимся, несуществующим и существующим, тем, который есть вся вселенная, который отличен от существующего и несуществующего; создателем высшего и низшего, древним и высочайшим, неиссякаемым и благосклонным, который сам — благосклонность»» (1.1.20). Хамса в свою очередь символизирует милость, преданность, неуклонное следование по пути веры, свободу от духовных уз и то что все живые существа во Вселенной заслуживают справедливости, в каком бы положении они ни оказались. Согласно верованиям индуистов Хамса обладает уникальной способностью: отделять молоко из смеси молока и воды (
нира-кшира-вивека) и это качество птицы почитается как указание на то, что сотворённая тварь должна быть способна отделять хорошее от плохого, принимая то что имеет духовную ценность и отвергая то, что её не имеет. Хамса так же помогает душам вырваться из непрерывного круга существования.