АФГАНСКИЙ БУКВАРЬ Этот афганский букварь периода просоветского развития Афганистана хранится в музее Коминтерновского района города Харькова. Фото Сергея Шевчука, проходившего службу в Афганистане с января 1982 по февраль 1983 года. 2-я Термезская (Ташкурганская) мотоманевренная группа пограничных войск КГБ СССР*.
Фото страницы афганского букваря для школьников. Такие учебники были разработаны в период просоветского развития Афганистана и предназначены для обучения чтению и письму афганских детей и неграмотного взрослого населения. Рисунки в букваре, несомненно, политизированы, но надо вспомнить, что страна, пережившая Апрельскую революцию 1978 года, встала на путь социалистического развития. Модель социалистического государственного строительства копировалась с модели Советского Союза. До Апрельской революции основная часть афганского народа была неграмотна, и ликвидация неграмотности стала одной из основных задач, решаемых НДПА – правящей партией. И если до революции образование в Афганистане делилось на светское и религиозное, то с приходом к власти НДПА образование стало светским и идеологически направляемым. В период пребывания советского воинского контингента в Афганистане решались не столько военные задачи, сколько идеологические. И, судя по количеству школ, открывшихся в ДРА в 1979-88 годах, решались идеологические и социально-политические задачи неплохо.
* Информация предоставлена Сергеем Шевчуком.
С падением просоветского режима (после вывода советских войск) и приходом к власти талибов, отношение к образованию изменилось, изменилось в соответствии с новой идеологией – идеологией Талибана. Я привожу ниже информацию сайта
http://www.washprofile с описанием содержания афганского букваря, разработанного идеологами Талибана.
Цитируемая страница сайта ТУТ Газета Washington Post опубликовала статью своего афганского корреспондента Кейта Ричбурга\Keith Richburg. В статье, в частности, говорится: "Этот букварь создан для обучения шестилетних мальчиков - пуштунов, представителей самой многочисленной этнической группы Афганистана. Как и многие другие вещи, благодаря правлению Талибана, букварь насыщен политическими посланиями.
Четвёртая страница букваря обучает детей слову "меч". Пример: "У Ахмеда есть меч. Он ведет джихад с мечом". На следующей странице изучается слово "оружие". Пример: "У моего дяди есть оружие. Он ведет джихад со своим оружием". Страница семь: "Джихад - это обязанность каждого. Ношения бороды - обязательно. У моего папы есть борода".
После захвата власти в Афганистане, Талибан сделал все для распространения своего толкования Ислама: запретил музыку и телевидение, заставил мужчин отрастить бороду и удалил женщин из школ и с рабочих мест. Также он начал долговременную программу по подготовке нового поколения афганских мальчиков, прививая им свой взгляд на Ислам и мир. Это мир белого и черного, где нет полутонов. Это мир постоянной войны. "Если безбожники вторглись в мусульманскую страну, джихад -обязанность каждого мусульманина" , - типичный пример грамматического предложения - "Каждый, кто хочет заслужить милость Аллаха должен вести джихад".
Школьная программа была, в основном, посвящена изучению Ислама. Этой теме отводилось семь уроков в день. Только один урок в неделю был посвящен каким-то иным предметам, например, математике или истории. Каждый заголовок в учебниках имел политическую или религиозную окраску. На уроках математики, например, дети должны были учиться считать на простых рисунках: два ножа, три противотанковых мины. Файсал Хан, чья 8-летняя сестра посещала школу для девочек, рассказывает, что после занятий она задавала вопросы: "Что такое "Калашников"?" или " Сколько человек я смогу убить, если взорву ручную гранату?". Надир Эксер, кабульский кардиолог говорит: "Это замечательная вещь - изучать исламские материалы. Но наше общество нуждается не в муллах, а в ученых, инженерах, докторах, поэтах", - говорится в статье.
© ® 2001-2008 Washington Profile