Сам фотомастер позднее написал о своей работе: «Снимите с него шлем, и легко представить, что это фото взято из школьного ежегодника. <...> его взгляд приводит зрителя к написанным на его шлеме словам: «Война - это ад».
Лицо юноши, быстро привыкающего к неуместной в его годы смерти, мужающего и меняющегося, чтобы никогда уже не быть прежним и не вернуться к прошлому.
Женщины и дети прячутся в грязном канале на рисовом поле, укрываясь от интенсивного вьетконговского огня в Бао Трай, примерно в 20 милях к западу от Сайгона, Вьетнам. (Фото AP Photo / Horst Faas).
Супруга Чаффина вспоминала, как она встречала своего покойного мужа, когда он сошел с трапа самолета после увольнения из армии и у него подмышкой был свёрнутый в трубку экземпляр «Старз энд страйпз»/«Звезды и полосы» с опубликованной фотографией Фааса. Показав ей фотографию, муж с усмешкой сказал, что он отныне "неопознанный солдат" и в шутку, но с гордостью добавил: «Этот снимок когда-нибудь сделает меня богатым».
И не ошибся: если фото и не сделало его богатым, то уж узнаваемым, а теперь, посмертно, и знаменитым - вне всяких сомнений.
Тело подполковника Джорджа Эйстера (из Флориды) застреленного вьетконговскими снайперами, укладывают на носилки, Трунг-Лап, Южный Вьетнам. (Фото AP Photo / Horst Faas).
Самого Чаффина война догнала через двадцать лет. У него было немало проблем с приспособлением к гражданской жизни, когда он вернулся из Вьетнама. Ветеран умер 3 декабря 1985 года в возрасте 39 лет "от осложнений, возникших в результате диабета, болезни, которая могла стать следствием контактов с химическими реактивами Оринджа во время службы во Вьетнаме и похоронен на Национальном военном кладбище гарнизона Джефферсона в Сент-Луисе".
______________________________________
Хорст ФААС (27.04.1933, Берлин — 10.05.2012, Мюнхен), немецкий фотограф и фотокорреспондент многие годы работавший для Ассошиэйтед Пресс/AP Photo (1962-74 - главный фотограф AP), обладатель двух Пулитцеровских премий (1965 и 1972), получивший известность за свою работу во время войны США во Вьетнаме (работал на этой войне в 1964-73 годах).
Автор последней предсмертной фотографии Патриса Лумумбы (Конго, 1961) и нескольких самых знаменитых фотографий Вьетнамской войны: в т.ч. «War is Hell» (1965), «Расстрел в Сайгоне» (1968) и «Napalm Girl» (1972). Снимал так же военные конфликты в Алжире (1957-62), Бангладеш (1972, вторая Пулитцеровская в номинации «Новостная фотография»).
В декабре 1967 года он был серьезно ранен осколками в обе ноги во время патрулирования и лишь чудом избежал роковой участи многих своих коллег (например, Роберта Капы, 1913-54).
В 1976—2004 годах работал в бюро АП в Лондоне, после чего завершил свою карьеру. Выйдя на пенсию (2004), он организовал встречи представителей сайгонской прессы военного времени и руководил международными симпозиумами по фотожурналистике. Занимался деятельностью по увековечиванию памяти журналистов, погибших в ходе боевых действий в Юго-Восточной Азии.
Фаас выпустил четыре книги о своей карьере и о других новостных фотографах, в том числе «Реквием» (Нью-Йорк, 1997), книгу о фотографах, погибших по обе стороны войны во Вьетнаме, которую редактировал совместно с другим фотожурналистом о войне во Вьетнаме Тимом Пейджем (1944).
Две премии Джорджа Полка (1966 и 1997), Золотая медаль Роберта Капы (1964), Премия доктора Эриха Саломона (2005), ряд др. наград.
фото Кристы Кеннель/ЗУМА Пресс.
Ещё одно известное фото Фааса см. в нашей теме
«ВЫСТРЕЛ В ГОЛОВУ» (1 февраля 1968, Сайгон).
ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ:
Скотт Фицджеральд, «Local family says unidentified soldier is their flesh and blood/«Местная семья говорит, что неопознанный солдат - это их плоть и кровь», статья сайта thesouthern.com, 24.6.2012.