В ЗАСТАВКЕ: ниша в скальной стене Бамианской долины с 56-метровой фигурой т.н. «БОЛЬШОГО БУДДЫ», V-VI в.в. н.э., б/д, автор снимка не уточнялся, правообладание по заимствованию: сайт afganai.lt, название скана при размещении: «Buda Bamian». Размер скана заставки (после бланкирования): 1280 X 2003, 910 kb.
بتهای بودا در بامیان Bothāy-e būdā dar Bāmyān Скан фото, уменьшенный вдвое от первоначлаьного оригинала.
Обе исполинские статуи были высечены в толще скалы фланкирующей долину с севера горной стены.
Отдельные детали скульптур (кисти рук, складки хитонов и т.д.) были частично выполнены в технике прочной штукатурки, укреплённой на деревянной арматуре (свайного типа).
Выполненные из дерева верхние части лиц скульптур были утрачены ещё в древности, по одной из версий они были уничтожены (судя по характеру разрешений - стёсаны) полчищами мусульманских воинов, уничтоживших кощунственные, с вероучительной точки ислама зрения, изображения человека.
размер скана: 377 Х 508, 110 kb.
скан фото ниши с 37-метровой фигурой т.н. «МАЛОГО БУДДЫ», V-VI в.в. н.э., б/д, фото: В. Здобин, заимствование: сайт afganai.lt.
Пример уничтожения лиц антропоморфных изображений в наше время: варварски изуродованная турецкими солдатами фресковая роспись XII века в церкви греческого
монастыря Антифонита (VII век, Εκκλησία Αντιφωνητής или Ιερά Μονή Αρχαγγέλου Αντιφωνητού) в оккупированной во время вторжения на Кипр в 1974 году деревне Калограя/Καλογραία/переименована турками в Bahçel близ Кирении.
Помимо верхней части росписи, с изображением Богородицы с младенцем Иисусом, турки соскоблили лица на изображениях
архангелов Михаила/Αρχάγγελος Μιχαήλ/büyük melekten Mikâil/ميكائيل и Гавриила/Αρχάγγελος Γαβριήλ/Cebrâil/جبرائيل, фото сайта
cyprus.gov.cy Стёртый турками лик Спасителя, изображённого в крещатом нимбе и с Писанием в руце Его
Уникальные росписи этой церкви, находящиеся ныне в угрожающем состоянии, исполнены в оригинальном стиле, сочетающем в себе византийские классические традиции и приёмы итальянской иконографии XIV века. Как отмечают исследователи, изображение Христа в сцене Страшного суда и Сатаны в аду изобилуют иконографическими элементами, почти идентичными соответствующей фреске Джотто в падуанской капелле Скровеньи [Eliades, Ioannis Α. Cultural Interactions in Cyprus 1191-1571: Byzantine and Italian Art P. 21-22].
Фрагменты фресковых росписей XII и XV вв. были сняты со стен церкви турецким контрабандистом
Айдыном Дикменом и вывезены с Северного Кипра. Некоторые из похищенных фрагментов фресок были найдены в его домах в Баварии, и к началу 2010ых годов находились под арестом мюнхенской полиции.
© V.Zdobin
© afganai.lt
© Страницы истории Афганистана/baktria,2019