В ЗАСТАВКЕ: ДВА ПРЕДМЕТА ИЗ НАБОРА ИУДЕЙСКОЙ РИТУАЛЬНОЙ УТВАРИ, непробированное серебро, ручная гравировка, Афганистан (предположительно) или Ср. Азия, кон. XIX- нач. XX вв (вещи приобретены их владельцем в Кабуле в начале 1990ых годов). Частное собрание.
עבור נלי טננבוים
1. Кидушкос כוס קידוש или
קערת קידושים (ритуальный кубок, точнее, чаша освящения, обязательный элемент
ташмишей кдушша - "обрядовых предметов"/תַּשְׁמִישֵׁי קְדֻשָּׁה, букв. "ритуальной утвари" используемых как в синагге, так и в домашнем обиходе) для киддуша
* на круглой ножке, с ручкой в виде птицы и с круглым блюдцем-подставкой в виде дискоса, выс. 5,5см, диаметр чаши - 7.5см, диаметр дискоса 12см., общ. вес. 120 гр., непробированное серебро, ручная гравировка, Афганистан (предположительно) или Ср. Азия, XIX-XX вв. Частное собрание.
По иудейской традиции над такими кубками, наполненными вином, в субботний день (в память о заповеди чтить субботний день), знаменуя начало празднества Шаббат или Йом Тов, совершается обряд очищения - читается киддуш. Кубки для киддуша изготовляли преимущественно из серебра, формы их при сохранении определённых традиций, довольно разнообразны.
Встречаются, к примеру, без ножки и кубки на ножке, в форме стакана, исполненные и оформленные в различных стилях, иногда похожие на кубки, из которых пили на балах и торжественных трапезах. При всей самобытности предметов иудаики, на их оформление оказывало некоторое влияние искусство тех стран, в которых проживали евреи. Для европейского еврейства более характерны формы романская или готическая, а начиная с XVII века - кубки для киддуша чаще всего выполнялись в стиле барокко.
В восточной традиции ритуальные чаши для кидуша нередко имели крышки.
КУБОК (Ирак, XIX в.).
На нашем кубке и на донце дискоса-подставки (она не была обязательной, но в данном случае - присутствует) изображены виноградные лозы (символ единения колен израилевых), рыбы ( символ небесного пиршества и, шире - символ пищи Субботы), птицы (птица, клюющая плод или виноградную гроздь - символ бессмертия души), Маген Давид («щит Давида». гексаграмма - как обощённый священный символ иудаизма).
Иногда на кубках гравировался библейский текст И был вечер, и было утро - день шестой" (
Исх. 20:8) или "И завершились небо и земля и все их воинство" или просто вырезалось слово "Шаббад" или "Киддуш", однако, наличие надписи не являлось строгим правилом.
2. Блюдце-подставка под кубок кидуша с изображением рыбы, виноградной лозы с гроздями и звезды Давида, непробированное серебро, ручная гравировка, Афганистан (предположительно) или Ср. Азия, кон. XIX- нач. XX вв (вещи приобретены их владельцем в Кабуле в начале 1990ых годов). Частное собрание.
* в аккадском языке имеются слова с параллельным смыслом: quššudu ("наисвятой", ивритская параллель: "קדוש מאד") и quddušu, ("чистый"), ср. с совр. арабским:
قُدُّوس/ "святой", "священный".
© Страницы истории Афганистана