О первом советском кинооператоре, снимавшем в Афганистане - Марке Израильсоне (1894-не ранее 1928). Предварительная заметка - Евг. Евг. Барханову в знак признательности за его работу.
До настоящего времени ни в литературе, ни в Рунете, нет ни одного внятного биографического очерка или справки о первом советском кинооператоре, снимавшем в Кабуле и Афганистане в 1921-22 годах - Марке Налётном.
Понимая всю неполноту и компилятивность текста, попытаюсь восполнить этот пробел. До настоящего времени (начало зимы 2021) опубликовано лишь одно фото Налётного, сделанное в Ново-Николаевске во время съёмок в 1924 фильма «Красный газ»* М.В. Налётный сидит крайним справа - под операторской треногой.
I
Марк Васильевич (?) Израильсон-Налётный (Mark Izrailson-Naletnyi) [ок. 1894, возможно, Николаев, Херсонская губ. - не ранее июля-августа 1928], оператор игрового/постановочного и документального кино, один из первых советских кино-документалистов (работал с 1919 и на протяжении 1920ых годов), снявший в 1921 г. на территории Афганистана первый российский/советский документальный фильм об этой стране (А. Дерябин: "Его этнографический киноочерк «Афганистан» (2 ч., 600 м, ВФКО, 1921) в СССР практически не демонстрировался").
Был командирован в Афганистан как штатный кинооператор «Госкино» и стал первым в истории советской документалистики оператором, который призвёл полевые/экспедиционные съёмки. Находился в Кабуле в 1921-22 (1923?) гг. В Центральном государственном архиве кинофотофонодокументов сохранился киножурнал «Киноправда» (1922), на плёнке которого запечатлены сов. посол Ф. Ф. Ильин-Раскольников на прогулке с эмиром Амануллой и сцены снятые Налётным на празднике Независимости в августе 1922.
Н. посвящена одна из глав автобиографической книги литератора и дипломата, сов. консула в Герате Н. А. Равича (1899–1976), «Молодость века» (Часть шестая, По дорогам Востока, «Первый кинооператор в Афганистане») которую мы ниже предлагаем вашему вниманию.
Лариса Рейснер с сотрудниками российского посольства на торжествах Дня Независимости в Кабуле, авг. 1922.
Налётный упоминается в письме Л. М. Рейснер родителям (от ?): «Под навесами из живых цветов я устроила сборище всего нашего кабульского дипкорпуса, которое Наль усердно крутил и прятал в безобразный ящик своего кино. Вы это, вероятно, увидите. Боюсь, не много ли я смеялась, но соседи потихоньку острили с серьезными лицами, и некому было, взглянувши сурово, сказать „Ляля, не раскрывай рот до ушей“, „Ляля, Упутьевна, воздержись!“».
Н. работал с кинохроникой ещё во время Гражданской войны (в окружении Троцкаго, 1918-19). Сотрудник подотдела хроники при Всероссийском фотокиноотделе Наркомпроса (одновременно с ним там работали П. Новицкий, Э. Тиссэ, Г. Гибер, А. Левицкий, П. Ермолов, А. Лемберг, С. Забозлаев, К. Кузнецов, А. Дорн, А. Винклер).
Включён в состав Монголо-Тибетской экспедиции П.К. Козлова (киноператор экспедиции*, 1923–1926, но успел доехать только до Верхнеудинска и отозван 18 окт. 1923 в результате доноса Дзержинскому от А. С. Мартынова- Пиккера и в экспедиции участия не принимал: РЦХИДНИ. Ф.17, оп.3, д.388/протокол заседания Политбюро от 18. 10. 1923). По др. сведениям - причиной отчисления (по предложению самого Козлова) явилась склонность Н. к пьянству.
Был одним из инициаторов и активным сторонником создания «Кино-Атласа СССР» в 1927-28 годах.
Вместе с так же много снимавшим в Афганистане и Иране В.А. Ерофеевым** был включён в состав рабочего бюро программы «Киноатлас» (1928).
На заседании кино-секции Общества изучения Урала, Сибири и Дальнего Востока в марте 1928 г., выступил с докладом об установочных целях «Киноатлас'а»: «До сих пор культурфильма появлялась без плана, часто без достаточной научной консультации, носила случайный характер. Поэтому, главнейшей задачей в предстоящей работе по строительству культурфильм является снабжение кинофицированной школы, экранов, фабрик и заводов, будущих деревенских экранов серией фильмовых материалов, построенных с научной консультацией и по плану. Основным материалом этой серии должен стать Киноатлас СССР» (РГАЛИ. Ф. 645. Оп. 1. Ед. хр. 356. Л. 101).
* Ватолин В. Снимали в Новониколаевске фильм... : [о съемках фильма "Красный газ"] // Вечер. Новосибирск. - 1998. - 28 янв. - С. 1, 5 : ил.
К слову сказать, консультантом по монтажу этого фильма выступил тогда ещё молодой и неизвестный С.Эйзенштейн.
В 1915-17 годах как минимум дважды выступил в качестве режиссёра игрового кино, а в 1919-26 годах работал оператором на съёмках нескольких первых художественных фильмов в Советской России и СССР. К сожалению, плёнки практически всех его фильмов до наших дней не дошли.
Последним игровым фильмом с операторской работой Н., вышедшим на экраны в 1926 году, была игровая картина «Пограничный Пост N17» (Борьба за золото / Контрабандисты, реж.и сцен. Иван Калабухов). В теме на kino-teatr.info, посвящённой картине, говорится: «В ГФФ копия фильма не хранится».
В 1928 году вместе М. Коростиным совершил поездку по городам и посёлкам Трансиба (Иркутск-Хабаровск-Владивосток), производя съёмку агитационной кино-ленты по заказу Всероссийск. фото-кинопромышлен. акционерн. общ-ва «Советское кино» («Совкино»).
Во второй половине 1920-ых годов жил в Москве. Возможно, умер или подвергся репрессиям в 1928-29 годах, как лицо из окружения и обслуги Троцкого.
Как я уже упомянул выше, в настоящее время известно лишь одно фото Н., достаточно низкого качества разрешения, из имеющихся в моём распоряжении нескольких сканов этого фото, я прилагаю самый качественный из них. Налётный сидит крайний справа. В центре стоит режиссёр фильма Ив. Калабухин (1887-24.8.1969), несколько раз работавший с Н.
ПРИМЕЧАНИЯ:
* Между П. К. Козловым и кинематографическим товариществом «Факел» был заключен договор об участии в экспедиции кинооператора для съемки фильма об экспедиции. Причем предполагалось, что негатив пленки будет передан в РГО, которое получит 20% дохода от проката этого фильма [АРГО. Ф. 1-1923. Оп. 1. Д. 9., л. 21].
**Владимир Алексеевич Ерофеев (1898–1940), кинокритик, один из лидеров Ассоциации революционной кинематографии; как режиссер дебютировал фильмом «За Полярным кругом» (1927), смонтированным из съемок полярных областей, выполненных оператором Ф.К. Бремером; последующие его фильмы – «Крыша мира (Памир)» (1928), «Афганистан» (1929), «Далеко в Азии» (1933), содержащие этнографические материалы, – стали классическими образцами советской документалистики.
Сочинения: Марк НАЛЕТНЫЙ. По Афганистану. Из воспоминаний кинооператора. "Киноведческие записки" N54, 2001 публикация Александра Дерябина; М. Израильсон-Нелётный «К вопросу о создании «Кино-Атласа» СССР/Доклад Обществу Изучения Урала, Сибири и Д.В.К.РГАЛИ, ф. 645, оп. 1, д. 356, л. 100-106).
«В лучах германских прожекторов» (1915, утрачен), драма, «Киностудия Марка Налётного», реж. Марк Налётный.
«Тайна завода Круппа» (1915, утрачен), «Киностудия Марка Налётного», реж. Марк Налётный.
«Мститель» (премьра 29.9.1915),экранизация рассказа М. Арцыбашева, Т/д «Орёл» К. Филиппа, реж. Борис Орлицкий, опер.: М. Налётный. В ролях М. Муратов, Н. Сперанский.
«Проклятие любви»/«Тамара» (1918, утрачен), игровой, сюжет неизв., реж. ?, оператор Марк Налётный.
«Проект инженера Прайта» (1918, сохранился частично), авантюрная драма, «АО "А. Ханжонков и Ко», реж. Лев Кулешов (1.1.1899-29.3.1970), оператор Марк Налётный. В ролях: Лев и Борис Кулешовы, Леонид Полевой, Н. Гарди, Э. Комарова, Эдуард Кульганек.
«Алёшина дудка» (1919, утрачен), «Буревестник», реж. Влад. Касьянов (1883-1960), оператор Марк Налётный. Картина принадлежала к числу четырех фильмов, выпущенных культурно-просветительным отделом Московского центрального рабочего кооператива. Три других фильма - "Хромой барин", "Чаша искупления" и "Анджело" не были выпущены на экран из-за отсутствия пленки.
«Мать» (1919, не сохр.?), реж. Ханжонков, опер. Марк Налётный.
Этнографический киноочерк «Афганистан» (2 ч., 600 м, ВФКО, 1921), оператор Марк Налётный.
Киножурнал «Киноправда» (1922, частично сохр. в собрании Центр. гос. архива кинофотофонодокументов), документальный 1921(?)-1922, оператор Марк Налётный.
кадр из фильма «Красный газ».
«Красный газ»/«Товарищ из центра» (премьера 12.12.1924, утрачен), Госкино (Сибирское отделение), реж. Ив. Калабухин (1887-24.8.1969), оператор Марк Налётный. В ролях: Маргарита Горбатова, Владимир Гарденин, Е. Черепанов, Архип Бартеньев, Владимир Афанасьев, Константин Шестлинцев, Дементьев, Сергей Троицкий, Михаил Ленин, Иван Калабухов.
кадр из фильма «Красный газ».
«Бабий Лог» (1925, утрачен), реж. ?, оператор Марк Налётный.
«Перевал» (1925, утрачен), драма, о судьбе бедняка Кузьмы Немальцева до революции. Госкино (3я фабрика), реж. Серг. Митрич (1894-1948), оператор Марк Налётный. В ролях: И. Курилов, Александра Корнева, Павел Полторацкий, Иван Арканов, Вера Малишевская, В. Сергеева, Федор Евдокимов. Основные роли в картине исполняли крестьяне.
[color=blue]«Пограничный пост №17»[/color]/«Борьба за золото»/«Контрабандисты» (1926, утрачен ?), историко-революционный фильм о борьбе дальневосточных пограничников с контрабандистами; Пролеткино, реж. Ив. Калабухов (1887-1969), оператор Марк Налётный. В ролях: И. Ахматов, С. Огонькова, М. Горелов, С. Битюков, Александр Громов, Фёдор Никитин, Владимир Афанасьев, С. Летковский, Ли-Чан.
«К берегам Тихого океана»/«Великий Сибирский путь»/«Трансиб» (1928, сохр.), агитационный, документальный, Всероссийск. фото-кинопромышлен. акционерн. общ-во «Советское кино» («Совкино»), операторы Мих. Ст. Коростин (1895-1981) и Марк Налётный.
О НЁМ: Н. А. Равич, «Молодость века», М.: Воениздат, 1960 г. (переизд.: М., 1966, 1967); - 349 с.
Ник. Александр. РАВИЧ*, МОЛОДОСТЬ ВЕКА. ЧАСТЬ ШЕСТАЯ.
ПО ДОРОГАМ ВОСТОКА. ПЕРВЫЙ КИНООПЕРАТОР В АФГАНИСТАНЕ.
В эти довольно тревожные дни разнеслись слухи, что наместник Мухаммед Сервар-хан будет смещен и на его место назначен министр полиции. Надо сказать, что на Востоке слухи значительно опережают события и, как правило, всегда соответствуют действительности. В последние недели правления Мухаммед Сервар-хана произошел комический эпизод, имеющий отношение к кинематографии или, вернее, к ее истории, поскольку это случилось почти сорок лет назад.
Дворец «Баги-Шахи»*, находившийся в нескольких верстах от города, был очень легкой конструкции: резные двери-окна придавали ему вид прозрачного сооружения; с его башен, балконов и крыши открывался незабываемый вид на рисовые поля, вода которых по ночам отражала лунный свет, на длинное шоссе, терявшееся между неясными силуэтами крепостных башен и стен, на дальние горы, где вечно белели снега.
Все, что происходило на дороге, было видно издали. Всадник, мчавшийся быстро на арабском коне, человек, медленно подвигавшийся на ленивом осле, прохожий, шагавший в тени деревьев, длинной линией растянувшихся вдоль арыков, — все это, как в перископе, попадало в поле зрения всякого, кто смотрел из окна «Баги-Шахи» на длинную ленту шоссе.
Однажды заметили на дороге странную группу приближавшихся всадников.
Впереди на громадном карабаирском коне ехал очень маленький человек. За ним конвой окружал вьючную лошадь. Из вьюка торчали ножки какого-то аппарата. Человек оказался оператором Госкино товарищем Налетным и приехал делать съемки в Афганистане.
Никто никогда до него ничего не снимал в Афганистане. Не существует такой кинохроники, которая отражала бы природу, жизнь и быт тогдашнего Афганистана.
Естественно, что там, где обычный карманный кодак вызывал расспросы и общее недоумение, в высшей степени непонятной и даже опасной должна была показаться машина на длинных ножках, у которой вертятся две ручки, издающие при этом странный звук, и не видно, для чего это, собственно, делается.
Товарищ Налетный был типичным боевым советским кинооператором, который привык снимать на фронтах гражданской войны, действуя в самой разнообразной обстановке. И в Афганистане он чувствовал себя так же, как в любом пункте Советской России, где нужно что-то снимать.
Его не удивляли ни странности афганского быта, ни тридцать пять дней езды верхом под палящим солнцем.
Ему отвели в саду маленький домик из одной комнаты. Там он и расположился со своим аппаратом, пленкой и маленьким багажом.
Прежде всего было заснято консульство. Затем Налетный отправился на базар. Его сопровождала громадная толпа, с изумлением следившая за этим нервным и крикливым человечком, неутомимо вертевшим две ручки у странного ящика. О таком удивительном явлении немедленно донесли начальнику полиции. А он с величайшим испугом сообщил о происшествии, последствия которого никто не мог предвидеть, Мухаммед Сервар-хану.
Наместник, выслушав подробный доклад «полис-реиси», призвал своего секретаря «мунши», имевшего славу умного и опытного человека, умевшего читать даже куфические надписи, и поручил ему выяснить все дело, узнав, «чего хочет человек с машиной».
Так как даже самые исполнительные чиновники не решались близко подходить к таинственному аппарату, то разговоры велись преимущественно тогда, когда оператор оставлял его в своем домике, превращаясь, таким образом, в простого смертного.
Усердно производя съемки, насколько позволяло небольшое количество пленки, которое находилось в распоряжении оператора, он как-то спрятал часть заснятой пленки в круглую металлическую коробку и положил ее между прочими вещами в своей комнате на пол, неподалеку от жестяного бидона с керосином. Дверь оставалась открытой.
*«Баги-Шахи» или «Баге-Сафид» под Гератом, любимая резиденция тимуридского принца Гияса ад-Дина Байсонкура ибн Шахруха (1397-20.12.1433), внука Тимура, жившего в Герате и скончвшегося в этом дворце - выдающегося покровителя наук и искусств, много сделавшего для превращения Герата в крупнейший культурный центр тимуридской империи, осуществишего синтез тюркской и персидской культур.
При «Баги-Шахи» был громадный сад, вернее парк, с многочисленными цветочными полями, бассейнами и аллеями. В нем жили всякие дикие и полудикие твари: змеи, джейраны, очень большой горный орел-кондор с подрезанными крыльями. Он имел скверный, драчливый характер, и особенное бешенство вызывали в нем белые и блестящие цвета. Мы часто садились завтракать в саду.
Если на ком-нибудь из нас были надеты белые брюки, то кондор очень ловко и бесшумно подбирался сзади к сидевшему и одним ударом крепкого кривого клюва разрывал брюки сверху донизу. Тогда пускались в ход стулья, палки и всякие другие предметы. Обращенный в бегство кондор удирал, смешно переваливаясь на ходу и взмахивая подрезанными крыльями.
Обычно он бродил весь день по саду и двору, а к ночи взбирался на свою любимую горку, выделяясь зловещим профилем на фоне белой стены.
Когда же случилось ему забрести в домик оператора, он сразу наткнулся на блестящий предмет — бидон с керосином. Усердно продолбив его в нескольких местах и устроив в комнате керосиновый потоп, кондор принялся за жестянку с пленкой и прорезал ее своим клювом, как ножом. Пленка была изорвана и, кроме того, вымочена в керосине.
Горю оператора не было предела: пропали его труд, его удачные снимки и пленка, которой было так мало. Приходилось начинать все снова.
Между тем возникли серьезные осложнения и с Мухаммед Серваром: он никак не хотел поверить, что мертвые, несуществующие люди могут двигаться на экране, как мы ни старались подробнейшим образом объяснить ему суть дела. Лучшим разъяснением послужил бы киносеанс. Но как его устроить? Электричества, конечно, в Герате не было. Доставить из Кушки по вьючным тропам кинопередвижку с мотором было очень нелегко. Однако мы решили сделать именно это.
С величайшими трудностями нам удалось достать и привезти по частям принадлежавшую какому-то политотделу кинопередвижку. С еще большими трудностями мы ее собрали, установили и устроили сеанс — первый в Афганистане. Следует отметить, что произошло это в такой момент, когда советская кинематография собственно еще и не родилась, а существовала лишь революционная кинохроника.
Вскоре оператор уехал в Кабул, заснял там ряд интереснейших эпизодов из жизни афганской столицы, в частности, торжества по случаю национального освобождения и, наконец, вернулся в Москву.
Крайне интересно, сохранились ли эти хроники 1921 года в архивах и демонстрировались ли они у нас?
____________________
Н.А. Равичу, работавшему советским консулом в афганском Герате в начале 1920ых годов, следует посвятить отдельную страницу на нашем сайте. Здесь размещу лишь кратку биографич. справку:
Николай Александрович РАВИЧ (30.11/12.12. 1899, Москва — 20.9. 1976, там же) — русский советский писатель, переводчик, драматург, киносценарист, историк и дипломат. Участнк Гражданской войны.
В конце 1920 года был направлен в Среднюю Азию. С 1921 по 1926 гг. находился на дипломатической службе, исполнял обязанности генерального консула в Герате (Афганистан), Самсуне и Артвине (Турция). Этот период жизни подробно описан в автобиографичной книге «Молодость века».
Поздее - на работе в Наркомпросе РСФСР и Главном репертуарном комитете (заведующий теамузсекцией, затем старший политредактор; снят с работы при чистке аппарата в 1931).
Был дважды репрессирован (1937-46, лагерь и 1948-1954, ссылка в Красноярский край).
Автор мемуарных книг и документальных очерков о работе в Турции, Афганистане, о борьбе разведок на Востоке, о путешествиях по европейским странам и встречах с выдающимися деятелями.
Автор сценария фильма В. Пудовкина "Суворов" (1940).
ИЗ СОЧИНЕНИЙ: Приподнятая завеса: (Борьба в Афганистане в период империалистической войны) // Звезда. 1933. № 10. С. 139-156.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]