В ЗАСТАВКЕ: Глиняные фигурки божеств, изображающие «Богиню-мать» (слева) и Deh Morasi Ghundai (справа), обожжённая глина, Мундигак, провинция Кандагар, Афганистан, цивилизация родственная хараппа, пров. Кандагар, середина IV—III тыс. до н. э (4000—2500 г. до н. э.) , обнаружены (в 1952?) в ходе раскопок
DAFA.
Anne Bouquillon, A. Duval, Blanche Barthelemy De Saizieu, Les Parures en pierre de Mundigak, Afghanistan, Paléorient. 1993, Vol. 19 N°2. p. 66.
МУНДИГАК [Mundigak]. Поселение эпохи неолита, бронзы и раннего железа в Южном Афганистане, в 55 км к С.-З. от города Кандагар. В 1951—58 годах исследовался французской археологической экспедицией (DAFA).
В. М. МАСОН [БСЭ]: …В нижних слоях (конец 4-го тыс. до н. э.) открыты остатки поселения оседлых земледельцев, изготовлявших на гончарном круге расписную керамику, имеющую аналогии в Иране (Сиалк). Была известна медь. В лежащем выше слое найдены терракотовые статуэтки и каменные печати, а в слое середины 3-го тыс. до н. э. — медные и бронзовые литые изделия, коллективные погребальные камеры. В культуре этого времени отмечаются связи с Пакистаном (Кветта) и Средней Азией (Геоксюр,Кара-Тепе). К концу 3 — началу 2-го тыс. до н. э. относится расцвет местной культуры. Открыты каменная скульптура и памятники монументальной архитектуры (храм и дом-резиденция местного правителя). Посуда украшена изображениями животных и растений. Отмечены связи с Индией (Хараппа) и Ираном (Гиссар). Во 2-м тыс. до н. э. культура М. приходит в упадок, территория поселения сокращается, керамика лепится от руки. Верхние слои М. относятся к середине 1-го тыс. до н. э.
Частичная реконструкция трёх уровней поселения Мундигак в период IV 1 - Mundigak; tépé A, période IV 1: troisième refection; restitution partielle; Jacques Dumarçay, L'architecture de Mundigak, Bulletin de l'Ecole française d'Extrême-Orient. Tome 73, 1984. p. 59.
Tajikistan Development Gateway Team: «В результате исследования Мундигака обнаружены обугленные зерна пшеницы, свидетельствующие о развитии земледелия. Исследователи отмечали наличие 60 разновидностей мягкой и до 50 - карликовой пшеницы. В культурных слоях Мундигака обнаружены изделия из бронзы, глиняные поясницы, указывающие на появление нового орудия труда и развитие ткачества. Мундигак , как и Шахри сухта, является центром поселения. На возвышенном месте была воздвигнута монументальная постройка, фасад которой имел 35 м. Мундигак , скорее всего, был резиденцией местного предводителя, который в знак отличия имел свою особую колесницу. Поселенцы Мундигака , Шахри сухта и Кветы, особо почитали женское божество и украшали свои жилища различными женскими терракотовыми фигурками. Фигуры изображали обнаженную женщину с полной грудью, узкой талией, пышными бедрами, высокой прической, в сложном головном уборе и с ожерельем на шее. Женское божество олицетворяло мать-землю, от которой зависело благополучие людей. Материальная культура вышеуказанных памятников имеет сходство с ранне-земледельческими культурами юго-западного Ирана, а также Синда и Панджаба. Можно привести их прямую аналогию с культурой северо-восточного Ирана и юго-западной части Средней Азии. Можно полагать, Кандагарско-систанское культурное наследие является результатом преемственного развития восточно-иранской культуры, имевшей место в IV и III тысячелетии до нашей эры».