Восстановив порядок и справедливость, шах снова едет на охоту и таинственным образом исчезает:
Но однажды, чуждым ставший ловле и пирам,
С избранными на охоту выехал Бахрам.
Но не ловля, не добыча в степь царя влекла:
Сделаться добычей неба — цель его была.
Вдруг онагр, резвей, красивей прочих, в облаках
Пыли показался, — мчался в сторону, где шах
Ждал его. Он понял: этот ангелом хранимый
Зверь — ему указывает неисповедимый
Путь в селения блаженных. Устремил коня
За онагром. И могучий — с языком огня
Схожий легкостью и мастью — конь его скакал
По пескам, глухим ущельям, средь пустынных скал.
Конь летел, как бы четыре он имел крыла.
А охрана у Бахрама малая была, —
Отрок или два — не помню. Вот — пещеру шах,
Веющую в зной прохладой, увидал в горах.
Кладезем зиял бездонным той пещеры зев.
И онагр влетел в пещеру; шах вослед, как лев,
В щель влетел, в пещере ярый продолжая лов;
Скрылся в капище подземном, словно Кей-Хосров
***.
Та пещера стражем двери стала для Бахрама,
Другом, повстречавшим друга в тайном месте храма.
Вдруг обвал пещеры устье с громом завалил
И Бахрамову охрану тем остановил.
пер. с фарси В. Державина В персидском тексте Низами, описывающем это событие, содержится изящный каламбур: отправившийся охотиться на диких ослов (гур) шах, становится жертвой собственной могилы (гур)
**** Благие правители, по веровниям народов, не должны умирать, но исчезать, чтобы тем самым даровать потомкам надежду на своё возвращение.
______________________
* Шошандухт отстроила еврейский квартал в Исфахане и заложила основы иудейской колонии в Сузах, способствуя росту влияния своих единоверцев, а так же добилась у мужа распространения практики персидского суда и на иудейских подданных монархии. Эрнст Герцвельт предполагал, что знаменитая гробница Эстер и Мордехая в городе Хамадан, издревле являющаяся местом паломничества центрально-азитских евреев, может являться гробницей Шошандухт.
** Бахром обожал этот вид мужского развлечения и отдыха, проведя на охотах значительную часть жизни. До нашего времени дошли многочисленные изображения Бахрама Гура, например, на серебряной посуде его времени, где правитель Ирана изображён в сценах охоты на львов, оленей, газелей и проч. животных.
*** легендарный царь начальной Персии, своего рода символ идеального благого правителя (царствование его, согласно источникам, длилось 60 лет), победитель
дэвов и сокрушитель их кумирен, сын Сиявуша и внук Кей-Кавуса; один из героев эпоса персидского поэта Фирдоуси «Шахнаме».
**** Подобно отцу своему Йездигерду I, Бахрам Гур, возможно и в самом деле, погиб на охоте (438), став жертвой заговора придворных. Считается, что правление Бахрама положило начало упадку Сасанидской империи, до гибели которой оставалось ещё более двух веков, но в древности великие империи нередко умирали очень продолжительное время, становясь жертвами завоеваний более успешных соседей и нарастания архаики, приводящей к упадку привычный для современников уклад жизни.
Восстановление утраченного в 2014 году материала.
© Страницы истории Афганистана, 2012