Приветствую Вас Гость!
Четверг, 19.12.2024, 09:34
Главная | Регистрация | Вход | RSS| Страницы истории Афганистана

BARTHOLD W. [10] OTHER PERSONS [49] «АФГАНЦЫ» [122] ГАСТРОЛИ [53]
ГОС. ДЕЯТЕЛИ [54] КУЛЬТУРА И НАУКА [49] НДПА [20] ПРАВИТЕЛИ [115]
ПО ТУ СТОРОНУ [51] СОВЕТНИКИ [17]

Главная » Фотоальбом » ЛИЦА » НДПА » АНАХИТА

АНАХИТА

РАТЕБЗАД Анахита (Нихид) [окт. 1931, Гулдар, пров. Кабул]
В реальном размере 662x693 / 154.6Kb
4979 4 5.0

Добавлено 01.10.2010 baktria

Всего комментариев: 4
0  
1 baktria   (01.10.2010 15:43) [Материал]
Изображений А. Ратебзад в сети Интернет в настоящее время почти нет, а те, что можно найти, как правило очень низкого разрешения или изообезображены водяными знаками, так что в их разводах лицо этой примечательной в афганской истории женщины практически невозможно разобрать. В своё время я нашёл эту фотографию в одном из пропагандистских альбомов первых двух лет кармалевского режима.

Прилагаю к фото биографическую справку, написанную доктором ист. наук М. Ф. Слиннкиным. Я не дополняю статью своими материалами, так как она достаточно подробно и объективно описывает деятельность т. Ратебзад.

РАТЕБЗАД Анахита (Нихид) [окт. 1931, Гулдар, пров. Кабул] Видная общественная и политическая деятельница Афганистана. Родилась в октябре 1931 года в Гулдара (провинция Кабул). По национальности -пуштунка (в её генеалогическом древе были и таджикские корни). По линии дальнего родства её род восходит к жене бывшего эмира Афганистана Амануллы-хана -Сорейе. Отец А.Ратебзад -писатель Ахмад Ратеб-хан (Ратеб-бег), принимал активное участие в младоафганском движении и являлся одним из самых последовательных сторонников эмира Амануллы-хана. Входил в группу составителей первой афганской конституции, принятой в 1923 году. Издавал в 20-х годах четырёхстраничный еженедельник «Насим-е сахар» («Утренний ветерок»), в котором пропагандировал и отстаивал реформистские идеи и взгляды младоафганцев. После свержения режима Амануллы-хана распространял листовки, разоблачавшие коррупцию в правящих монархических кругах. Был арестован и брошен в тюрьму за публикацию памфлета «Британский шакал», направленного против короля Надир-шаха. В 1931 году был выслан из Афганистана и в 1933 году умер в изгнании. Мать Анахиты Ратебзад, оставшись без средств к существованию, была вынуждена зарабатывать на жизнь семьи стиркой белья.

В 1945 году А.Ратебзад окончила женскую среднюю школу «Малалай» и поступила на одногодичные курсы медсестёр. После их окончания в 1947 году преподавала в школе «Малалай». В этом же году вышла замуж за доктора Кирамуддина Какара, хирурга двора, ив 1949 году выехала с ним в США. В 1950 году окончила в г. Чикаго медицинскую школу и получила диплом фельдшера. В 1952-1957 годах работала директором школы медсестёр при кабульской женской больнице. В 1957 году поступила на медицинский факультет Кабульского университета и в 1963 году в числе первой группы афганских женщин закончила его. По окончании университета была оставлена преподавателем кафедры санитарии и гигиены медицинского факультета. В 60-х годах являлась директором школы «Малалай».

Будучи студенткой Кабульского университета, участвовала в движении афганских женщин в поддержку правительственной кампании по снятию чадры и по наказанию исламских фундаменталистов, пытавшихся путём открытого насилия воспрепятствовать этому. В студенческие же годы она вступила в подпольный кружок Б.Кармаля. Их знакомство состоялось ещё раньше, поскольку Б.Кармаль был давно вхож в семью Кирамуддина Какара, проживая в ней длительное время в детские годы из-за частых переездов отца, генерала М.Хусейн-хана. В 1965 году А.Ратебзад была избрана депутатом парламента (Вулуси джирги) от одного из округов г. Кабула. В стенах парламента она проявила свои блестящие ораторские данные. Входя в леводемократическую фракцию парламента и резко критикуя средневековые устои в стране, она снискала ненависть к себе консервативно-клерикальных кругов. В ноябре 1966 года она вместе с Б.Кармалем и другими демократически настроенными депутатами была подвергнута избиению в парламенте и госпитализирована.

В 1966 году основала Демократическую организацию женщин Афганистана и оставалась её бессменным председателем до середины 80-х годов. По её инициативе 8 марта 1969 года впервые в истории Афганистана было проведено празднование Международного женского дня. С её непосредственным участием во второй половине 60-х годов проводились в столице многие антиправительственные митинги и демонстрации.

В 1968 году А.Ратебзад была введена в члены ЦК НДПА (Парчам). Входила в авторский актив газеты «Парчам». Её статьи и заметки посвящались в основном проблемам женского движения и здравоохранения в стране. С приходом в 1973 году к власти Дауда в течение примерно полугода входила в его окружение и оказывала определённое влияния на выработку политического курса режима. В июле 1975 года ей, как члену ЦК партии (Парчам), было поручено возглавить комиссию по осуществлению общего руководства формированием молодёжной организации НДПА. В июле 1977 года была избрана по списку Парчам членом ЦК объединённой НДПА.

(см. окончание)

0  
2 baktria   (01.10.2010 15:44) [Материал]
Ратебзад принадлежит заслуга вовлечения тысяч женщин в демонстрации и митинги, проводившиеся в Кабуле в апреле 1978 года в связи с убийством известного афганского профессионального революционера Мир Акбара Хайбара. В ночь с 25 на 26 апреля она вместе с другими руководителями НДПА была арестована режимом М.Дауда. После его свержения назначена членом Революционного совета ДРА и министром по социальным вопросам. В начале июля 1978 года выведена из состава правительства и отправлена послом в Югославию, куда прибыла 12 июля. Вскоре была обвинена в участии в подготовке антихалькистского заговора и смещена с поста посла. Решением пленума ЦК НДПА от 27 ноября 1978 года была исключена из партии. До декабря 1979 года вместе с семьёй проживала в Югославии на положении политического эмигранта.

В январе 1980 года с приходом к власти нового руководства во главе с Б.Кармалем вошла в члены политбюро ЦК НДПА и Революционного совета ДРА и заняла пост министра просвещения. Одновременно она вновь возглавила Демократическую организацию женщин Афганистана (ДОЖА), а также Общество афгано-советской дружбы и Организацию мира, солидарности и дружбы Афганистана. С ноября 1980 года ей, как члену политбюро, было поручено курировать министерства информации и культуры, высшего и среднего специального образования и здравоохранения. В июне 1981 года она оставила работу в правительстве и была введена в члены президиума Революционного совета ДРА.

В 80-х годах приобрела широкую известность в прогрессивных общественных кругах мира как активная деятельница ЮНЕСКО, Всемирного совета мира (ВСМ) и Организации солидарности народов Азии и Африки (ОСНАА). Вносила значительный вклад в организацию многих международных форумов, проводившихся в Кабуле под эгидой ВСМ и ОСНАА. Пользовалась большой популярностью среди женщин Афганистана за твёрдое отстаивание их прав и свобод.

В начале мая 1986 года, когда Москва возвела на высший пост в партии Наджибуллу вместо Б.Кармаля, она вместе с рядом других парчамистских деятелей организовала в Кабуле в поддержку последнего массовые акции протеста с участием горожан, студенческой и учащейся молодёжи, что заставило власти ввести в столицу танки. В июле 1986 года была отстранена от руководства ДОЖА. Воздавая А.Ратебзад должное за многолетнюю деятельность на указанном посту, Наджибулла в основном докладе на XIX пленуме ЦК НДПА отметил её «значительный вклад в дело создания основ женского движения в стране». ДОЖА получила новое название - Всеафганский совет женщин (ВСЖ). Реорганизация ДОЖА была официально мотивирована в этом докладе необходимостью преодоления «излишней централизации в ДОЖА» с целью «превращения её в подлинно массовую организацию».

По некоторым неподтверждённым данным, А.Ратебзад входила в руководящее ядро по созданию из числа твёрдых сторонников Б.Кармаля самостоятельной политической группировки «Организация освобождения народа Афганистана», переименованной летом 1988 года в «Партию освобождения трудящихся Афганистана».


0  
3 baktria   (01.10.2010 15:44) [Материал]
В июне 1987 года пленум ЦК НДПА принял отставку А.Ратебзад и прекратил её членство в политбюро ЦК НДПА. Накануне II общепартийной конференции в октябре 1987 года она вместе с М.Барьялаем и другими своими сторонниками организовала в столице демонстрации в поддержку Б.Кармаля. Пленум ЦК НДПА, состоявшийся 17 октября, вывел её из состава ЦК партии. Таким образом, к осени 1987 года она была лишена всех партийных и государственных постов.

А.Ратебзад -человек высокой культуры и образованности. Владеет английским, французским и немного русским языками. Хороший организатор, прекрасный оратор, обладает твёрдой волей и целеустремлённостью, в отношениях с подчинёнными бывала порой весьма жёсткой. Входя в ближайшее окружение Б.Кармаля, не раз оказывалась в центре разного рода интриг и наветов со стороны её завистников из крыла Парчам и партийных соперников-халькистов. К сожалению, к этому нередко подключались советские партийные советники, представительство КГБ СССР в Кабуле и ответственные работники совпосольства. Именно в их среде утвердилось и получило широкое распространение мнение об «антисоветизме» Анахиты Ратебзад. Представляется, что такое суждение о ней не соответствовало действительности. Она была искренна и последовательна в симпатиях к Советскому Союзу и убеждённо разделяла леводемократические
взгляды.

Имеет троих детей (двух дочерей и сына). Бурная общественно-политическая деятельность с начала 60-х годов явилась причиной распада её семьи. При этом дочери предпочли остаться с ней, а сын -с отцом. Позже сын обосновался в США, где, не разделяя политических взглядов своей матери, тем не менее не дал ни малейшего повода к её компрометации, хотя к этому его постоянно подстрекали недруги афганской революции. Её дочь Нахид Джамиля (жена М.Барьялая) в мае 1990 года была тяжело ранена в Кабуле при взрыве ракеты, запущенной моджахедами. После падения режима Наджибуллы в апреле 1992 года А.Ратебзад вместе с семьёй получила политическое убежище в Индии.*

*Источники: Специальный бюллетень Института востоковедения АН СССР.-М.: Наука, 1980. -№ 2 (209). -С.198-199; Актуальные проблемы афганской революции.-С. 481; Губар М.Г.М. Афганистан на пути истории.-М.: Наука, 1987. - С.36; Материалы Общепартийной конференции по национальному примирению. 18-20 октября 1987 г.-Кабул, 1987. -С.18; Хакикат-е энкелаб-е саур. -1986. -12 июля; Кабул Нью Тайме. 1986. -14 июля; 1987. -13 ноября; Democratic Republic of Afghanistan Annual. -Pp.442-443, 699; Arnold A. Afghanistan's Two-Party Communism. -Pp.184-185; Anwar R. The Tragedy of Afghanistan. - Pp.25, 40, 257.

ЦИТИРУЕТСЯ ПО: М.Ф.Слинкин, Народно-демократическая партия Афганистана у власти. Время Тараки-Амина (1978-1979 гг.), стр. 281-282-283-284

Книгу можно скачать полностью одним файлом в формате PDF (размер файла 1. 59 МБ): ЗДЕСЬ


0  
4 baktria   (13.11.2010 23:41) [Материал]
Две краткие биографические справки (польск. и англ.)

ИСТОЧНИКИ: Frank Clements. Conflict in Afghanistan:
A Historical Encyclopedia.
БУКС_ГУГЛ

"dr Anahita Ratebzad, Afganistan", smolec.pl

Использована цветная фотография В. И. АБЛАЗОВА 27.4.1980, сделанная в момент прибытия тов. Ратебзад на парад в честь второй годовщины Саурской Революции.ТЕКСТ и ФОТОГРАФИИ в приложении на отд. странице см: Записки военного советника. Апрель 1980 года и ИЛЛЮСТРАЦИИ 86 ШТУК


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]