В ЗАСТАВКЕ: Сцена охоты из Раг-и-Биби, единственный известный к настоящему времени сасанидский рельеф за пределами Иранского нагорья
*, изображающий, предположительно, охоту на носорога шах-ин-шаха Шапура I (III в.н.э.). Горная скала близ деревни
Шамарк (
Пул-и Хумри, пров. Баглан), север Афганистана, обнаружен в 2002-03 годах, (фото Ф. Ори, по: Grenet et al. 2007: pl. 6, см. по сылке в тексте), размер скана заставки: 1797 Х 1225, 1, 05 МБ.
Одной из самых выдающихся находок последних десятилетий в сфере исторического и культурного наследия, сделанных на территории Афганистана, явилось случайное обнаружение Францем Грене в 2002 году на скальном склоне близ деревни Шамарк (Пул-и Хумри) монументального рельефа сасанидской эпохи с изображением сцены конной охоты царя на двух носорогов.
Правитель (от его фигуры сохранилась лишь часть торса) восседает на коне скачущим по направлению к одному из носорогов, другой зверь, вероятно, уже раненый, мечется под ногами коня. На заднем плане стоит местный (кушанский?) правитель, а над группой людей и зверей раскинулось манговое дерево...
Изображение сильно пострадало от сейсмической активности, получив значительные повреждения ещё в древности, а в наше время рельеф был намечен к уничтожению талибами, опасавшимися поползновений к язычеству у местного населения, в среде которого издавна царили благоговение перед этой скальной картиной.
Рельеф впервые опубликован и кратко описан F. Grenet в 2006 году, а на следующий год уже подробро освещён им в статье, написанной совместно с J. Lee, Ph. Martinez и F. Ory. Ниже я размещаю несколько сылок на PDF публикаций последних лет, с хорошего качества иллюстративным материалом.
Выполненная в глубоком рельефе, почти полнофигурная трёхмерная композиция, несмотря на значительные утраты, великолепна и даже при своём относительно небольшём размере, величественна и монументальна, демонстрируя пример конвергенции популярного сюжета, изображающего победоносного воина или божественного царя, сражающегося с могучими зверями.
Как я уже упомяул, Грене атрибутировал рельеф как произведение сасанидского искусства и даже сузил временные рамки, предположив, что перед нами изображение царя царей Шапура I (правил с 240 по 272 год нашей эры). Это определение уже было оспорено в позднейших публикациях, что никак не умаляет значения для культурного наследия страны сделанного в 2002 году открытия.
* более чем в 1000 километрах к востоку от ближайшего засвидетельствованного сасанидского рельефа на территории Персидской империи.
________________________________
К настоящему времени о Шамаркском рельефе существует уже относительно обширная литература, размещу тут пару ссылок из доступного в Сети:
Хорошего качества
ФОТОАЛЬБОМ.
Катаржина Максимюк, А. Кубик, П. Скупневич (Университет естественных и гуманитарных наук, Седльце, Польша), НАСКАЛЬНЫЙ РЕЛЬЕФ В РАГ-И БИБИ: МОЖНО ЛИ СЧИТАТЬ ЕГО САСАНИДСКИМ? (2020, англ. яз.).
ТУТ.
Джорджина Херманн и Веста С. Кертис, Сасанидские наскальные рельефы [Encyclopdia Iranica, англ. яз.]
ТУТ.
© Grenet et al. 2007
© K Maksymiuk, 2020