Неплохо бы определить место нахождения комплекса на карте. Приток Мургаба с названием Кучи на топокартах пока обнаружить не удалось. Хотя топонимы с корнем "Кучи" в провинции Бадгис имеются: кишлаки Мальдарайи-Кучи и Дехи-Зангикучи.
В ЗАСТАВКЕ: Комплекс Шахи Машад Мадраса в провинции Бадгис (С-З Афганистан), в области Джаванд (Jawand) на левом берегу реки Мургаб, примерно в двух километрах ниже по течению от слияния реки Мургаб и Кучи. Фото Б. Глатцера (см. ниже) и М. Казимира, 1971.
Shah-i Mashhad Madrasa (варианты названия в западных публикациях: Shah-i Meshed Madrasa, Madrasa at Gargistan (Garjistan, Gharjistan)) — ныне почти полностью утраченный архитектурный ансамбль времён Гуридов* (втор. пол. XII века). В связи с исключительно поздним обнаружением, выявлением и описанием, остаётся малоизученным.
Представляла собой четырёхугольную слегка вытянутую с юга на север постройку (44,2 × 44,0) с внутренним закрытым двором и двумя основными объёмами: здания мавзолея и мечети, объединённых между собой арочным проходом — айваном**, от которого в 1972-м году сохранился лишь фрагмент сводчатой арки (B. Glatzer: «einen Spitzbogen hatte, der aber mittlerweile eingefallen»). По бокам находились две залы с купольными перекрытиями, одна из которых, вероятно, была мавзолеем, другая – более поздно пристроенной мечетью. В традициях гуридской архитектуры был богато декорирован кирпичной кладкой и терракотой. Уже к моменту обнаружения и первого описания (начало 1970-ых годов) от комплекса сохранялся почти только южный фасад, вероятно и в древности бывший парадным его фасадом. Возможно, северный фасад был так же оформлен купольными помещениями и комнатами меньших размеров. Представленный ниже план (был воспроизведён в нескольких публикациях др. авторов) показывает комплекс таким, каким он предположительно был в древности: первые исследователи Шахи Машад Мадраса Б. Глатцер и М. Казимир, однако, сделали оговорку, процитированную в одной из интернет-публикаций в следующей редакции «An der Nordseite sind auch noch Mauern erhalten, die vielleicht auch von einem Iwan stammen, womit der Bau vielleicht vier von diesen und einen Innenhof hatte. Da jedoch nie Ausgrabungen stattfanden, kann dies nicht belegt werden». На недостаточность исследования памятника указывала и Н. Б. Немцева (см. ниже).
Датируется по сохранившейся эпиграфике 571 г. х./1176 годом. В публикациях иногда называется и другая дата возведения ансамбля или начала его строительства — 11. Согласно скопированной в 1971 B. Glatzer (о нём см. ниже) надписи, «постройка была подарена женщиной», неизвестной нам по имени. Всего было задокументировано 15 надписей (10 выполнены куфи, 3 — насхом и 3 — наиболее ранним по времени использования сулюсом).
При повторном (1990), посещении комплекса, Б. Глатцер обнаружил, что памятник находится в руинированном состоянии и близок к полному разрушению.
В связи с тем, что во время вторжения Чингис-хана (1221 — 22 годы), большая часть памятников гуридской архитектуры была сметена монгольскими завователями с лица земли, комплекс Шахи Машад Мадраса являлся не только жемчужиной средневековой архитектуры Афганистана, но и одной из немногих сохранявшихся построек XII века. Слишком поздно, к сожалению, обнаруженной и перед самой своей окончательной гибелью. Это обстоятельство заставляет нас с благодарностью посвятить несколько слов в конце нашей темы первооткрывателю памятника — этнологу и социологу Бернту Глатцеру.
В ряде работ отечественных исследователей последних лет (Э. Зиливинская, С. Хмельницкий) Шахи Машад сравнивается с другим, комплексом — «Медреса» Ходжа Машад, расположенным на юге Таджикистана, в поселке Шаартуз, в 6 километрах от Шахритус, в низовьях реки Кофарнихон.
Однако, подчёркиваются и различия. Так, Э. Д. Зиливинская***, в «Архитектура благочестия в Золотой Орде (по письменным источникам и археологическим данным)», приводит примеры таких особенностей афганского памятника: Медресе Ходжа Машад XI (или XII) вв. в Таджикистане и Шахи Машад XII в. в Афганистане при всем сходстве плана имеют некоторые отличия (рис. 2). В Ходжа Машаде по сторонам южного портала расположены два больших купольных помещения, одно из которых является более ранним мавзолеем, а другое – мечетью. Здание имеет другой, северный портал, также обрамленный комнатами с купольными перекрытиями меньших размеров. В них, вероятно, находились аудитории. В медресе Шахи Машад четыре помещения с куполами расположены по углам здания, а еще два – по сторонам главного вестибюля» (ссылка на Хмельницкий С. Между Саманидами и монголами. Архитектура Средней Азии XI-начала XIII вв. Часть I. Берлин-Рига, 1996. С. 261-273).
В небольшой статье Н. Б. Немцевой**** «Машады» в мусульманском мире, уделено внимание и афганской Шахи Машад, ссылаясь на неназванную публикацию (скорее всего, работу Б. Глатцера и М. Казимира), Н. Б. осторожно отмечает: Большой интерес представляют руины медресе Шахи-Машад XII в. (1165), расположенном в северо-западной части Афганистана (верховья Мургаба). Памятник полностью не изучен, топография и стратиграфия места, где он расположен, не известна. Остатки мечети и фортификации, упомянутые в публикации, говорят об укрепленном городке или селении периода Гуридов в этой части северного Хорасана. Для окончательных суждений памятник нуждается в археологическом исследовании. При этом надо отметить, что сама Н. Б. в 60-ые годы проводила раскопки в таджикской Хаджи Машад и решительно возражает против определения функции памятника как медресе, именуя его «культовый комплекс — мавзолей-ханака» (Немцева Н.Б. К вопросу о периодизации, датировке и функции Ходжа Машад в Саёте // Средневековая городская культура Казахстана и Средней Азии. Алма-Ата, 1983. С. 158-164).
* ГУРИДЫ (1150-1212 н.э.), суннитская династия, правившая государством, сложившимся первоначально в центральной части современного Афганистана, а в период наивысшего расцвета простирающуюся от Каспийского моря до Северной Индии, где одна из ветвей династии положила начало Делийскому султанату. К 1215/17 годам было завоёвано соседним государством Хорезмшахов.
** АЙВАН — большой сводчатый зал открывающийся во внутренний дворик и служивший приёмным залом во дворцах или культовых сооружениях.
***ЗИЛИВИНСКАЯ Эмма Давидовна (23. 06. 1957, Умань, Черкасской обл., Украинская ССР), археолог (раскопки объектов Астраханской обл, С. Кавказе, Ставропольском крае, Р. Татарстан, Р. Тыва, Молдавии и Казахстане), ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН (с 2004), специалист по культовому и гражданскому зодчеству эпохи Золотой Орды.
****НЕМЦЕВА Нина Борисовна (12. 12. 1926, Уфа, Башкирия), археолог и историк-медиевист, исследователь архитектурно-археологических памятников материальной культуры и искусства средневековой Средней Азии, кандидат исторических наук (1972), археолог Института археологии АН Узбекистана в Самарканде, старший научный сотрудник Института Искусствознания им. Хамзы Министерства Культуры УзССР (1971-88), доцент кафедры археологии Исторического факультета Национального Университета им. Мирзо Улугбека (курсы лекций по истории средневековых городов Средней Азии, истории мировых религий).
О ПЕРВОМ ИССЛЕДОВАТЕЛЕ ШАХ-И МАШАД БЕРНТЕ ГЛАТЦЕРЕ
БЕРНТ ГЛАТЦЕР (Bernt Glatzer) [22. 12. 1942 – 8. 12. 2009], германский этнолог, социолог, историк и путешественник, специалист по кочевым пуштунским племенам Афганистана (преимущественно северо-запада страны). Изучал этнологию в Мюнхене (1963) и Вене (несколько семестров), позднее – в Sudasieninstitut (Институт Южно-азиатских исследований ) в Гейдельберге. Проводил полевые исследования в Афганистане в летние сезоны 1970-71 и 1975-77 годов (с 1975 занимался проектом – «Ecology and Pastoralism of Western Pashtun Nomads»). Исследовал процессы социализации кочевых пуштунов, тенденции развития кочевого скотоводства племён северо-запада Афганистана. Докторская диссертация на основе материалов исследований (1975 (1977?), «Nomaden von Ghardjistan», под руководством проф. Karl Jettmar), посвящена «экономической, социальной и политической организации кочевых пуштунов-дуррани северо-запада Афганистана»*.
В 1971 году вместе с М. Казимиром произвели предварительную разведку памятника гуридской архитектуры в провинции Бадгис - Shah-i Mashhad Madrasa (60-70 гг. XII в.), по существу введя в научный оборот этот уникальный памятник домонгольской архитектуры. Эпоху Гуридов (в её архитектуре и эпиграфике) Глатцер впоследствии изучал на протяжении нескольких десятилетий, подготовив к концу жизни внушительный корпус материалов, часть из которых была опубликована на страницах веб-сайта www.b-glatzer.de (ныне не существующего ?).
Доцент на кафедре этнологии в Sudasieninstitut в Гейдельберге (1978-1989), заведовал отделением в Иламабаде (Пакистан, 1982-84 годы), занимаясь проблемами этничности и социальной стратификации, проблемами макро-социальной идентичности, принимал участие в качестве эксперта в Австрийском комитете по оказанию помощи афганским беженцам, в частности по вопросам планирования и подготовки. Работал в качестве советника в при датском „Danischen Hilfskomitees fur afghanische Fluchtlinge (DACAAR)“ в Пешаваре (янв. 1990-дек. 1993), одновременно (1993) посвящая время разработке социальной программы в Герате. Г. курировал программу „Basic Education for Afghan Refugees, Peshawar und Not- und Soforthilfe-Programm Afghanistan, Peshawar“ для GTZ (1996), позднее - работал мл. научн. сотр. в „Zentrum Moderner Orient, Geisteswissenschaftliche Zentren e.V.“ в Берлине (2000).
Служил в качестве члена Консультативного совета и председателя Научной рабочей группы в Афганистане (AGA, 2001-2007); был консультантом и руководителем проектов для « Развития Азии на основе региональных исследований и подготовки площадки для развития сотрудничества" (Бад-Хоннеф, с 2006), гл. консультантом в комитете Фридриха Эберта, подготовив ряд аналитических исследований и докладов по историю и проблематики афганского конфликта. С 2006 в формальной отставке (с выходом на пенсию), много ездил по Афганистану, участвовал в научных конференциях и симпозиумах, оставаясь членом ряда организаций (например, Amnesty International и „Afghanistan Analysts Network“ (AAN)), привлекался к экспертным консультациям командованием Бундесвера в период подготовки к развёртыванию германских подразделений в рамках ISAF на севере Афганистана.
Многие работы последних десятилетий жизни Г. посвящены различным аспектам последствий военных действий в Афганистане, начиная с середины 1970-ых годов и до начала XXI века (The Tragedy of Afghanistan. The Social, Cultural and Political Impact of the Soviet Invasion, 1988, S. 240-247 и др.). Ряд работ Г., включая ранние публикации, написаны в соавторстве с M. J. Casimir (ныне проф. Кёльнского ун-та).
После смерти Бернта Глатцера остались вдова и сын.
* цит. по некрологу Глатцера написанному M. J. Casimir, текст см. по ссылке ниже.
Ответ: ИЗБРАННАЯ БИБЛИОГРАФИЯ (публикации о памятниках архитектуры Афганистана): (mit Casimir, Michael J.) Kurzmitteilung uber eine bisher unbekannte ghoridische Moschee in Badghis, Afghanistan. Zentralasiatische Studien 5, 1971: 191-197; Casimir, Michael J. and Bernt Glazer. 1971. "Sah-i Mashad: A Recently Discovered Madrasah of the Ghurid Region in Gargistan (Afghanistan)." East and West (London) 21, 53-68; (mit Casimir, Michael J.) Sah-i Masad, a Recently Discovered Madrasah of the Ghurid Period in Gargistan (Afghanistan). East and West 21 (1-2), 1971: 53-68; The Madrasah of Shah-I Mashad in Badhis. Afghanista Historical and Cultural Quarterly 25 (4), 1973: 46-68; Das Mausoleum und die Moschee des Ghoriden Ghiyaath ud-Din in Herat. Afghanistan-Journal 7 (1), 1980: 6-22; Casimir, Michael J. and Bernt Glazer. "The Shah-I Mashhad Documentation". Version April 2009. Wissenschaftliche Arbeitsgemeinschaft Afghanistan - AGA (Afghanistan Research Group - ARG). Интервью Г., How do Afghans tick?, данное в 2008 году Thomas Ruttig и опубликованное 16. 12. 2009 на сайте THE AFPAK CHANNEL ТУТ
НЕКРОЛОГИ: Некролог (Ingeborg Baldauf, Siegmar Breckle, Conrad Schetter, 22. 12. 2009, AGA); Некролог (M. J. Casimir, MITTEILUNGEN DER DGV, Heft 41 (Amtszeit 2009–2011), стр 83-89); BERNT GLATZER PASSED AWAY (Thomas Ruttig для AAN, 14. 12. 2009); Некролог (AKTC, AN № 23, янв/фев. 2010 Фонда Ага-Хана для Афганистана).
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]