Триумфальная Арка ("Такия Зафар") в Пагмане (пригороде Кабула), приблизительно в 20 км к югу, излюбленное место пятничных гуляний кабульцев, сооружённая в честь победы Афганистана над Великобританией в Третьей Англо-Афганской войне, результатом которой стало формальное признание независимости страны, сначала молодой Советской республикой (ещё до победы), а затем другими странами мира. Сооружена в 1920-ых годах группой французских и германских архитекторов, работавших в эти годы в Афганистане по заказам короля Амануллы (1919-29).
Изображена на синеватой купюре достоинством в 2 афгани (AFA), которые печатают для карзаевской администрации на монетном дворе в Германии.
Прообразом для этого сооружения послужила не столько Триумфальная Арка на Елисейских полях в Париже, на которую обычно ссылаются путешественники из Европы, сколько форумные арки древнего Рима. По фризу арки проведён меандр, уступы фланкированы каннелированными колоннами* с коринфскими капителями и даже имитирован кессонный свод. Из многочисленных псевдоклассических построек Пагмана, комплекса его сада и королевской резиденции, эта арка - самое удачное сооружение, хотя и она несёт на себе следы колониальной архитектуры. Подвергнувшаяся сильным утратам ещё во времена нашего присутствия в стране, арка была почти полностью разрушена в период 1996-2001 годов, долгое время находилась в руинированном состоянии, потом развалины были законсервированы, а теперь восстановлены.
фото с сайта группы "Голубые береты" (www.blueberets.ru). Автор фото неизвестен, год неизвестен. размещение: 63
Известность Пагмана отмечена ещё могольским императором Бабуром, с похвалою отзывавшемся об этих местах. Здесь чистый горный воздух, много воды в природных и искусственно устроенных источниках. Тимурид Бабур ввёл практику насаждать здесь сады, завозил из Самарканда и Ферганы саженцы вишнёвых деревьев и уже несколько столетий в июльские дни ветви пагманских вишен низко склоняются под тяжестью гроздей спелых ягод.
Приблизительно на полпути от Кабула к Пагману находится издревле почитаемая святыня - Khwaja Mosafer, место обитания некогда благочестивого паломника, поразившего добродетелями местных жителей, со временем местность получила у кабульцев наименование "Ziarat-i-Shah-o-Aros" (Святыня Новобрачных).
Афганский король Аманулла, (1. 06. 1892, H.M. Amir al-Mumenin, Amanu'llah Shah, Sarkar-i-Wala, Божией милостью король Афганистана в 1919-29 годах), родился здесь и чрезвычайно любил эту маленькую деревню на горном склоне (ок. 2 200 м. над уровнем моря и на 403 метра выше Кабула), много сделав для украшения её общественными постройками и садами. Он издал даже специальный декрет, запрещающий строить в Пагмане обычные для Афганистана глинобитные стены, чтобы не скрывать от глаз проезжающих зданий и цветников. Под его покровительством в городке были построены общественный Театр ТЕАТР , сожжённый бандитами Хабибуллы II(Бача-и Сако, "Сына Водоноса") в 1929, "Красная" мечеть [см. ниже] - массивное здание из красного кирпича в характерном для эпохе Амануллы стиле и гостинница "Paghman" (ныне "Babar"). Королём поблизости от Пагмана были устроены лесопитомник и агростанция для изучения посадок пшеницы и злаковых культур и аллеи стройных пирамидальных тополей, ныне уже очень старых тянутся вдоль дорог с западной и южной окраин Пагмана: они тоже живые свидетели бурной деятельности несчастливого короля-реформатора. Лесопосадками на окрестных горных склонах занимался 1950-60-ые годы и премьер-министр принц М. Дауд. На близ лежашем озере Дарра разводили форель, которую разрешалось ловить не только для королевского стола, но и отдыхающим.
* - каннелюра (фр. cannelure) — вертикальный желобок на стволе пилястры или колонны; колонны, имеющие подобные желобки, в отличие от гладких называют каннелированными.
Некогда в Пагмане существовал Слоновник, слоны использовались при строительстве комплексов садов и на террасе устроенного Амануллой парка Bagh-e-Umumi, первого в стране сада, открытого им для общественных гуляний, до сих пор лежит один из каменных валиков, которые тянули слоны, утрамбовывая землю для устройства этих террас. Большеухие животные, завозимые из Индии и пышно украшенные золочёной мишурой с вставками из зеркал и прозрачного огранённого стекла, использовались в Кабуле для королевских выездов и шествий, а в 1908 году они отчасти спасли Кабул от полного уничтожения грандиозным пожаром: при их помощи удалось разрушить значительное число зданий, которые, если бы их успело охватить пламя, неминуемо погубили бы огнём афганскую столицу.
В октябре 1915 года после долгих колебаний в небольшом доме в Пагмане (сохранившимся до сих пор) отец Амануллы, король Хабибулла I принял германскую миссию Нидермайера-Хентига, о которой мы ещё поговорим в своё время. Во время встречи с немцами на лице короля всё время было выражение, словно он раскусил кислую сливу: при всей своей неприязни к англичанам, он всё же понимал, что их полки стоят совсем неподалёку, а в лёгкой осенней дымке открывающейся с террасы домика панорамы на центральную часть Пагмана ещё не просматривался классический древнеримский силуэт "Такия Зафар", рождающий в душах последующих поколений афганцев приливы гордости и радости за свою страну. Долина была пустынна, будущее неопределённо а король осторожен. Все три главных участника пагманской встречи 1915 года кончат свои дни трагически: короля в 1919 году во время послеобеденного сна в лагманском шатре застрелит в ухо подосланный убийца, Махмуд Бек Тарзиумрёт в 1933 году изгнании в Стамбуле, а Нидермайер скончает свои дни от туберкулёза в тюрьме города Владимира в сентябре 1948-го года.
Члены германской миссии в Кабуле. 1915
Со временем в Пагмане, ещё до сооружения грандиозных дворцовых ансамблей в Дар-уль-Амане и на Топай-и Таджбек, сложилась довольно уютная и много более камерная королевская резиденция с фонтанным регулярным парком Bagh-e-Umumi, распланированными цветниками, с изящной (если смотреть издалека) и довольно безвкусной (если подойти поближе) псевдомраморной эдикулой ТУТ и ТУТ , такими же не мраморными штукатуренными колоннами-обелисками, воздвигнутыми с нарушением всех мыслимых правил ордера и увенчанными несоразмерными фигурками аллегорий, слепленными не знаю уж из чего. Несмотря на эти недостатки, общее впечатление от этой летней резиденции было вполне терпимым. В 1927-28 годах в Пагамане европейскими и индийскими (по некоторым сведениям) архитекторами строились виллы-шале и устраивались сады по европейской парковой системе. Поблизости селились дяди, братья и кузены короля, его мать, а позднее тут же построил себе небольшое шале король Захир Шах. В настоящее время (2010) в бывшем Пагманском комплексе всё, кроме Арки находится в руинированном состоянии.
Ruin of Triumphal Arch - Paghman, Afghanistan Ресурс: flickr
pagman1Аманулла устроил в Пагмане гольф-клуб, сам играл, распорядился обучить этой безбожной игре своих кузенов и привлекал их в сеты. Позднее был устроен корт для лаун-тенниса и король тоже успел ещё побегать с ракеткой, смущяя своим видом и манерами благообразных декхан в ветхих и заштопанных халатах. Немецкая слобода одним словом.
король Аманулла с партнёрами в Пагмане, ок. 1929
Потом, когда дело дошло до драки, Аманулла не выказал доблестей русского царя-реформатора, утра стрелецких казней тоже не последовало, ракетки пришлось срочно упаковывать и отъехать в Индию, а оттуда навсегда отбыть в Европу.
В Пагмане Амануллой была так же проведена Лойя-Джирга (1 сентября 1928), одно из наиболее заметных исторических событий афганского ХХ века, совершенно неожиданно для Амануллы обернувшаяся зачином к выступлению многочисленных противников королевских реформ в среде духовенства и консервативно настроенных мирян. Делегаты заседали прямо на террасе парка и король выходил к ним для слушаний и совещаний из своего шале простой и доступный. После свержения Амануллы Пагман превратился в своего рода афганский Ахетатон - непопулярный в народе символ провалившихся гяуровских реформ. Правители страны долгое время избегали его и лишь когда миновались годы и годы, Пагман вновь вернул себе славу места отдыха и пикников в выходные дни, устраиваемых представителями зажиточных слоёв столицы.
В зимние месяцы жизнь в Пагмане замирает, но и тогда места эти, укрытые снегом, по своему хороши.
Неподалёку от королевской резиденции в семье начальника тюрьмы в 1927 году родился Хафизулла Амин. Он рос сиротой в семье дяди, тоже, кажется, работника пенитенциарной системы.
Большая подборка фотографий Триумфальной Арки и Баг-и-Умуми 1960-ых - 1970-ых годов можно увидеть на сайте Американской школы в Кабуле ТУТ
Для простоты посещения (сайт устроен довольно мудрёно), выложу тут прямые ссылки на фотографии, чтобы вам не приходилось тратить время на их поиски:
041 фото Kirk Haws, 1963 pagman1 фото Danny Hilario 1960-ые гг. pagman2 фото Danny Hilario 1960-ые гг. dhpcard28 фото Danny Hilario 1960-ые гг. peg0065 фото Dr. William F. Podlich 1967-68 peg0171 фото Dr. William F. Podlich 1967-68 peg0166 фото Dr. William F. Podlich 1967-68 112_1284 фото Marwil Gillette 1974 dcp_0791 фото Van Auburn 2003
Приличная подборка старинных фотографий Кабула, его окрестностей, в том числе и Пагмана, находится на сайте посольства Афганистана в Швейцарии: МИССИОН
Конечно, история не знает сослагательного наклонения, но кто знает, как сложилась бы дальнейшая судьба страны, если бы у власти был более харизматичный и решительный правитель, например, как Ататюрк в Турции. Ведь именно в это время Отец Народов пришел к власти и создал современную светскую Турцию из отсталой страны, раздираемой внутренними проблемами и бедностью. Был бы и Афганистан сейчас процветающим оазисом Востока и стоял бы в очереди на принятие в какой-нибудь международный военный или торговый союз.
Была у меня на примете фотография Арки, сделанная нашим бойцом (из десантуры) в середине 1980-ых годов. Удачная, с проходившей брони. Редкий ракурс и отличное качество для подобных обстоятельств. И надо же, сунулся сегодня по записанному адресу, а он не доступен. Урок мне: надо сразу, что привлекло внимание копировать и прибирать к рукам.
Для сравнения этого ложноклассического памятника с постройками подобного типа и стиля, помещаю здесь изображение "Орловских" ворот Екатерининского парка в Царском Селе, расположенном к югу от Петербурга. Ворота построены в 1771-82 годах по проекту Антонио Ринальди архитектором Иваном Неёловым и каменных дел мастером Пинкетти. Сложенные из кирпича и облицованные искусственным мрамором - розовым (филенки), красным (цоколь) и серым (основная отделка), эта декоративная постройка - своего рода дань памяти Матушки Екатерины своим любимцам - Григорию и Алексею Орловым, весёлому времени тесной привязанности, иногда переходившей в любовь, но омрачаемую жизнеными неурядицами, альковными тревогами, происками самозванок и чумным поветрием в Москве в 1771 году.
Ворота стоят в начале дороги на Гатчину, которой одно время владел граф Григорий Григорьевич, и где потом 14 лет жил нелюбимый сын Екатерины. на парадном фасаде высечены слова посвящения: "Орловым от беды избавлена Москва". На обращённой в сад стороне уточнено: "Когда в 1771 году на Москве был мор людей и народное неустройство, генерал-фельдцейхмейстер граф Григорий Орлов по его просьбе получил повеление туда поехать, установил порядок и послушание, сирым и неимущим доставил пропитание и исцеление и свирепство язвы пресек добрыми своими учреждениями".
Мимо ворот этих часто проносились на своих конях царскоселькие гусары Чаадаев и Лермонтов, а так же князь Александр Чавчавадзе, тоже поэт и отец княжны Нины, жены известного Грибоедова. Цвета их формы били такими: блые доломаны, белые ментики, золотые галуны, шерстяные шнуры и синие чакчиры. Здание их казарм сохранилось неподалёку*. Дорогой, идущей от Орловских ворот ездил на машине в Гатчину к вдовствующей матери последний русский царь. По этой же дороге, в противоположном направлении 6 ноября 1796 года на полном скаку мчалась из Гатчины карета, за стёклами которой можно было разглядеть бледные от страха и тревоги лица Павла Петровича и его супруги. На опорошенных первым снежком козлах сидел и правил лошадьми граф Николай Зубов, брат последнего фаворита Царственной Матушки, покидавшей в эти часы наш временный мир. Ровно через четыре года четыре месяца и четыре дня 11 марта 1801 граф Николай первым из ввалившихся в спальню Императора злоумышленников, нанесёт Павлу удар золотой табакеркой в висок, а потом остальные "кинутся доколачивать", как выразился очевидец.
* - полк славился нравами своих офицеров, легендой бытовал в среде царскосельских обывателей рассказ об одном офицере, который "выучил свою лошадь каждое утро отвозить его в станционный буфет за утренним бокалом шампанского. И туда, и обратно лошадь шла сама, а хозяин даже не притрагивался к поводьям".
А вот один из классических праобразов Пагманской и Царскосельской арок - ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА ИМПЕРАТОРА ТИТА ФЛАВИЯ ВЕСПАСИАНА В РИМЕ
РАЗМЕР: 63 КБ
Арка эта была возведена в память умершего сравнительно молодым императора (13 сент. 81 года в возрасте сорока одного года), её венчает обычная в таких случаях надпись: "Сенат и народ римский божественному Титу Веспасиану Авугусту, сыну божественного Веспасиана". Арка знаменита своим рельефом, изображающая триумф Тита как победителя Иудеи и разрушителя Иерусалима (70): легионеры несут предметы культа из Иерусалимского Храма. Тит оставил по себе память строительством (скорее обновлением) водовода-акведука (именовавшегося "Курциев и Цирулиев"), часть которого, знаменитая Порта-Маджоре поражает воображение любого въезжающего в Рим с юга. Согласно историкам, его правление знаменовалось рядом катастроф: эпидемией чумы, грандиозным пожаром Рима, бушевавшим трое суток и извержением Везувия, уничтожившим Помпеи и Геркуланум.
Арка Тита со временм сделалась образцом классической городской триумфальной архитектуры, её изображение 55 на 39 на 20 см из резной пробки и тонированного гипса выполненная резчиком А. Кики, была приобретена Екатериной Великой для своего любимого внука в состав коллекции его Рисовального кабинета, чтобы юный "господин Александр", будущий победитель Наполеона, овладевал её примером искусствами и приучался к славе.
Перелистывая страницы альбомов Пикаса, наткнулся вчера на фотографию пагманской "Красной мечети" из собрания Дэвида Роберсона.
Авторская аннотация: "Mosque in the village of Paghman. I never saw one like this before - very Western looking, and...very orange. I asked if it had originally been built as something else but I was assured it was built to be a mosque" ("Мечеть в деревне Пагман. Я никогда не видел подобного раньше: выглядит очень по "западному", и ... очень оранжевое . Я спросил, была ли она построена первоначально для других целей, но меня заверили, что здание было построено с тем, чтобы быть мечетью".
Ну оооччень необычная мечеть. Это в Афганистане-то. Да и мечеть ли на самом деле, в первоначальном исполнении? А аналоги (я имею в виду архитектурные) где-либо встречались?
Есть в Кабуле одна довольно оригинальная мечеть: Шах До ШамшираAISK , стоящая на берегу реки Кабул вблизи места, где по преданию погребено тело арабского полководца, павшего в VII веке. Двухэтажная, весьма своеобразной архитектуры, построенная в 20-ые годы прошлого века, по желанию матери тогдашнего эмира Амануллы, практически одновременно с пагманским комплексом. Её называют "Новой" по причине не только того что ей менее ста лет, но и потому, что построена она на месте, где некогда стояла одна из первых мечетей афганской столицы. 10 мухаррама в день памяти Хуссейна мечеть делается объектом настоящего паломничества, и на намазы сюда приходят тысячи человек.
Ещё несколько фотографий этого здания, сделанных 20 июля 2005 находившегося тогда в руинированном состоянии, но представляемом автором (lizzie.goodfriend) как "Old Theater": Once a grand theater hall, this building was shelled out during Taliban / Mujahidden fighting" представлены на страницах ресурса www.flickr.com. Однако, фотографии Пагманского театра известны, и запечатлённое на них здание даже отдалённо не напоминает наше.
Фотография пагманской мечети, фотографическая почтовая открытка (серия) (PHOTOTHECA AFGHANICA a project of Foundation Bibliotheca Afghanica, Collection Souvenir d’Afghanistan, SdA 2-42-R): ТУТ