В ЗАСТАВКЕ: фрагмент эскиза реставрации орнамента на поливных майоликовых плитках в поздне-персидском стиле Каши (XIX век), немного отредактированная мною обложка персоязычной книги نقش و نگار در آبدات تاریخی افغانستان/ National Centre for Policy Research Kabul University, изд. Сохар Пресс/Sahar Printing Press, 2019/проф. Мохаммад Амель Фархад, Узоры и украшения в исторических памятниках Афганистана, вышедшей тиражом в 500 экз.
Какъ изъ пылающихъ вѣтвей
Синайской купины священной
Гласъ Божiй слышалъ Моисей
Законы мудрости нетлѣнной,
Такъ, изъ куста цвѣтущих розъ,
Цвѣтами яркими пылая,
Вѣщаетъ Истина святая,
И слышится немолчный кликъ:
«Прекрасенъ мiръ, — Творецъ великъ!»
(
Фердинанд Кон)
نقش و نگار در آبدات تاریخی افغانستان/ National Centre for Policy Research Kabul University, изд. Сохар Пресс/Sahar Printing Press, 2019/проф. Мохаммад Амель Фархад, Узоры и украшения в исторических памятниках Афганистана.
Абстрактная орнаментальность архитектурного декора стран мусульманского Востока в ущерб запретной изобразительности, являла собой стремление передать видение человеком иллюзорное окружающего мира похожим на воображаемый Божественный мир - и это стремление реализовывалось намеренной декоративностью, усложнённостью композиции, всегда логически последовательной в своих элементах, в какую бы бесконечность не уходил и не уводил зрителя орнамент, поэтому композиция эта не должна рассыпаться на составные части, всегда являя собой нечто целое, законченное и переданная, наконец, роскошью цвета во всём многообразии оттенков красок, доступных человеческому глазу.