В ЗАСТАВКЕ: Накладная плакетка-инкрустация с изображением сокола с распростертым крылом, полихромный фаянс. Поздний период/эпоха Птолемеев (т.н. династии), втор. пол. IV до н.э. - 1.г н.э. высота - 15,1 см, толщина - 1,3 см, ширина - 30 см, Метрополитен музеум в Нью-Йорке, дар Эдварда С. Харкнесса, 1926 г., инв. номер (26.7.991). Фото и датировка с сайта metmuseum.org. Размер скна заставки 2000Х1240, 1.13 МБ.
Предположительно, происходит из Среднего Египта, из Гермополиса (Ашмунайн; Хемену). Плакетка изображает сокола с распростёртым левым крылом, вероятно, охранительным жестом над головой фараона или картушем с его именем и держащим в когтях кольцо (шен) - олицетворение бога Гора. Такое изображение священной птицы могло быть украшением (обычно парным) предмета мебели или поверхности стены, панелей храмовой двери и т.д.
Плиточная панель выполнена из глазурованной
кварцевой фртитты (толчёного в пыль кварца, глины с высоким содержанием кремния, размешенных в плотное вязкое тесто с добавлением воды), формованной, высушенной, обожжённой (в итоге получалась своего рода остеклённая масса) и покрытой стекловидной щелочной* глазурью: в данном случае использован серовато-зеленовато-синий цвет, близкий к цвету оперения египетского сокола, а так же цвету неба (дома бога Гора), воды Нила, зелени урожая, воскрешения и вечной жизни.
* в качестве щёлочи ещё с древнейших времён египтяне использовали золу растений. В роли красителя выступало железо и
малахит (это не "камень", как принято думать, а медная руда). Помимо этого, одной из задач фаянса была, видимо, имитация очень дорогого привозного
лазурита, который доставлялся в Египет преимущественно из ущелий Гиндукуша и Памира и стоил в буквальном смысле на вес золота.
FALCO Applique in faience per tempietti in legno, periodo ptolemaico... II-I вв. д. н.э., полихромный фаянс, обсидиан.
Ещё один изумительный по изяществу и отделке предмет из Метрополитен Музеума и тоже относящийся к эпохе Птолемеев: фрагмент достаточно крупной плакетки с изображением сидящего
фалькона. Помимо бело-голубоватого и голубого полива, представляющего гамму серо-сизого оперения птицы, использован довольно редкий в египетской практике чёрный фаянс, ярко выраженную тёмную поперечную полоску-окантовку перьев подкрылка, когти и клюв: для его получения кварцевая пыль окрашивалась окисью железа.
Технологии тех времён ещё не позволяли поднять температуру в тиглях выше 1000 градусов и в итоге обжига получалось не стекло (несмотря на единородный химический состав), а стекловидная, непрозрачная или полупрозрачная масса синего, голубого, зелёного, жёлтого, реже - красного и чёрного цветов.
В Древнем Египте, ставшем крупнейшим экспортёром в современном ему мире изделий из фаянса, из этого материала выполняли всевозможные амулеты, фигурки
ушебти и
скарабеи, подвески, статуэтки богов, бусы, небольшие сосуды, декоративную плитку эт четера.