Приветствую Вас Гость!
Четверг, 25.04.2024, 17:52
Главная | Регистрация | Вход | RSS| Страницы истории Афганистана

Страницы истории


ПУБЛИКАЦИИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК А-Б БИОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК В-Г-Д БИОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК Е-Ж-З-И
БИОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК К-Л БИОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК М-Н-О-П БИОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК Р-С-Т БИОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК У-Я
BIOGRAPHIC MATERIALS CHRONOLOGY OF AFGHANISTAN XVIII

Главная » Статьи » СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ » ПУБЛИКАЦИИ

АФГАНСКАЯ МУЗЫКА
Музыкальная энциклопедия т. 1 А-Гонг, М., 1973, стлб. 248-251

АФГАНСКАЯ МУЗЫКА. Для Афганистана характерно сложное переплетение муз. культур разл. народов, издавна населявших страну: афганцев (пуштунов), таджиков, узбекон, туркмен, белуджей и др. Многовековой процесс развития афг. музыки протекал также во взаимодействии с богатой нар.-песенной культурой соседних народов — индийцев и персов.

Истоки А. м. уходят в глубокую древность. Уже в 1-й пол. 1-го тысячелетия до н. э. в Бактрии, включавшей сев. обл. совр. Афганистана, культовые мелодии были частью религ. обрядов. Высокого уровня достигло
муз. иск-во в могущественной Кушанской империи (существовала в кон. 1 — нач. 3 вв. н. э.). Среди немногих дошедших до нас муз. памятников этого периода в г. Бамиане сохранились изображения парящих в воздухе музыкантов, играющих на чанге (род арфы).

С развитием феод, отношений усиливается процесс формирования придворного муз. иск-ва. Служившие феодалам певцы и музыканты восприняли индо-персидскую систему мелодических типов и нотное письмо. Следуя широко распространённым на Востоке муз.-эстетич. теориям, они утверждали «божественное» происхождение музыки, усматривали тесную взаимосвязь между муз. и стихотворной ритмикой. Впервые в афг. лит-ре вопросы теории муз. творчества были затронуты в трактате «Дастар-нама» («Книга о чалме») поэта Хушхальхана Хаттака (1613—91).

Канонизированные формы придв. музыки сохранялись в стране до нач. 20 в. Однако развитие А.м. определялось в большей степени богатым и самобытным нар.-песенным творчеством, в к-ром ведущее место принадлежит муз. фольклору пуштунов — самой многочисл. народности в стране.

Муз.-поэтич. творчество афганцев представлено разнообразными жанрами. Наиболее популярна ландый — песня-двустишие, состоящая из 2 неравнометричных мелодпч. построений. Ей присущи лаконичность, изящество формы, свобода мелодич. рисунка. Тематика ландый обширна: любовная лирика перемежается с гневной сатирой, весёлая шутка — с глубокими философскими размышлениями. Время возникновения этого жанра не установлено (известен образец тысячелетней давности, приписываемый возлюбленной Хало — одного из афг. военачальников в гос-ве Газневидов).

Наряду с ландый нар. поэты — ашуги и думы — поют песни в форме багатьш (исполняются дуэтом певцов в нарастающем темпе) и нимакьщ (поются всеми присутствующими поочерёдно). Особое место занимают газель, мухаммас, чарбайт — сложные по музыкальной структуре жанры. Их литературная форма была создана поэтами-классиками. Они обычно исполняются профессиональными музыкантами.
Танц. песни отличаются ритмич. чёткостью мелодии; свадебным свойствен напевно-речитативный стиль. Нар. А. м. одноголосна, для неё типичны диатонич. лады, а также лады с увелич. секундой, характерные для песенного творчества мн. народов Востока. Ладовый диапазон звукоряда афг. нар. песен ограничен квартой и квинтой; наблюдается нисходящее мелодич. движение к тонике (см. нотный пример 1). В более сложных
видах афганского песенного творчества ладовый диапазон шире и охватывает нижние — 5-ю и 4-ю ступени лада (см. нотный пример 2).

Богатством и разнообразием отличается афг. муз. инструментарий. Струпные инструменты: щипковые — тамбур (род домры), рубаб и дильрубаб (род лютни), смычковые — сарингай и гиджак (разно-видность скрипки), ударные — сантур и чанг(род цимбал); духовые, в т. ч. тростевые — бинбаджа (родственна волынке; заимствована из Индии), сурнай (род гобоя), шпе-лъщ (разновидность свирели), тула (род дудки); клавишные — армуния (род фисгармонии); ударные — наккара и дамама (род литавр), дариал и дупра (разновидность бубна), долкай (род барабана). С нач. 20 в., с проникновением в страну европ. муз. культуры, большое распространение получают фортепиано, аккордеон, мандолина, джазовые инструменты.
Новый этап в истории муз. культуры Афганистана начался после завоевания независимости в 1919. Один из основателей совр. проф. школы музыкантов — Касим Афган.

Важный вклад в развитие А. м. внесла муз. редакция Кабульского радио (с 1941), при к-рой открыты трёхгодичные муз. курсы (рук. А. Брешна, художник и музыкант). При Кабульском радио созданы оркестры нар. инструментов (ок. 1946) и эстрадный (существовал в 1961 —64), гастролировавшие в СССР и др. странах. Растёт количество любит, хор. коллективов (гл. обр. при лицеях и школах). В 1960-е гг. в Моск. консерватории занималась группа молодёжи из Афганистана. Среди музыкантов, получивших нац.-традиционное и зап.-европ. образование,— Мухаммед Омар, Мухаммедин Захейль, певец Хафизулла Хияль и др. Популярны продолжатели нар.-песенной муз. культуры, наследники ашугов и думов, среди них: Шер Ахмад Газневи, Рахмат Гуль, Мир Хайдар, Абдулджалиль Дзаланд, Факир Мухаммед, Мухаммед Хусейн Арман.

Лит.: Беляев В., Афганская народная музыка, М., 1960; Р и ш т и н, Садикулла, Ды шванд сандыра (Песня жизни), 'Кабул, изд. «Радио», 1959; Бенава Абдуррауф ва Форрох, Чанд аханг и пашто (Несколько афганских мелодий), Кабул, изд. «Радио», 1947. Г. Ф. Гирс.

Категория: ПУБЛИКАЦИИ | Добавил: baktria (06.04.2009)
Просмотров: 4340 | Комментарии: 1 | Теги: АФГАНСКАЯ МУЗЫКА | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 1
0  
1 Tura   (30.10.2009 23:10) [Материал]
Предлагаю к вниманию, познавательную статейку!
Рок-группа ЧадраБэнд.
Это началось в Кабуле как шутка: с помощью нескольких немецких музыкантов в течение одного дня была сформирована женская афганская рок-группа ЧадраБэнд (Burqa Band), завоевавшая популярность в Германии. Все, что теперь осталось от эфемерного союза - это любительский видеоклип и песня, которая стала скромным фаворитом летнего периода.Это удивительное явление в городе, где культура была фактически вне закона, а танцы смертельно карались, сообщает AFP.Женское трио появлялось на экране как три синих призрака в необорудованной студии в Кабуле, тесные одеяния однако не мешали им играть на барабанах, электрическом басе и петь в микрофон. Они пели с иронией о том, как афганские женщины были угнетены прежним режимом Талибан: "Ты отдал мне свою любовь, затем коснулся моей чадры - ты не знал, кто под ней... Чадра, голубая чадра.""В Афганистане почти ничего не осталось от традиционной доталибановской музыкальной культуры. Инструменты и инфраструктура были уничтожены", - говорит музыкальный продюсер Курт Далк. Он и два его коллеги прибыли в Кабул для возрождения традиционной афганской музыки. Они играли музыку, являющуюся смешением персидских, российских и индийских народных мелодий, на местных ударных инструментах, фисгармонии и афганской скрипке. Они также хотели приобщить афганцев к року и дали несколько импровизированных концертов, а затем уступили инициативу местным жителям. Около ста человек участвовали в концертах, но женщин среди них не было."Однажды моя коллега Саския спросила через нашего афганского переводчика, может ли она сыграть на барабанах", - рассказывает Курт. "Две другие женщины, подававшие чай, были восхищены идеей играть в группе. Однако, опасаясь реакции в обществе, они не захотели назвать свои имена." Съемки клипа оказались очень трудной задачей. "Мы арендовали помещение. Мужчины постоянно стучали в дверь, считая, что наша встреча за закрытыми дверями очень подозрительна. От первоначального плана снимать женщин, танцующих на местном базаре, пришлось отказаться из-за суровости афганских законов. Люди не готовы к просмотру такого видео. А концерты вообще считаются неслыханными."Однажды во время концерта группы ЧадраБэнд, вооруженные фундаменталисты прорвались в зал и стали стрелять по артистам. Двое музыкантов были убиты. После этого случая девушки из трио вернулись в свои семьи. И до сих пор не знают, будут ли они когда-нибудь играть снова..."Голубая чадра... Моя мама теперь носит голубые джинсы, все меняется так быстро. Я не знаю, хорошо ли это..."
Найдено тут!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]