Приветствую Вас Гость!
Четверг, 21.09.2017, 20:43
Главная | Регистрация | Вход | RSS| Страницы истории Афганистана

Ай Ханум [38]BACTRIAN IDOLS [7]Клад Окса [23]Тахти Сангин [8]
Тепе Заргаран (Балх) [1]Термез [16]Тилля Тепе [47]

Главная » Фотоальбом » АРХЕОЛОГИЯ » Тилля Тепе » tt-070

tt-070

Накладка в виде бляшки, изображающая женскую фигуру, получившая название «Афродита Бактрийская». Афганистан, Тилля Тепе, могила № VI
1-ый в. Золото. Нац. Музей. Кабул.
В реальном размере 1012x792 / 42.5Kb
1137 2 4.7

Добавлено 13.04.2009 baktria

Всего комментариев: 2
0  
1 baktria   (02.06.2015 16:26)
В ЗАСТАВКЕ: Накладка в виде бляшки, изображающая женскую фигуру, получившая название «Афродита Бактрийская». Афганистан, Тилля Тепе, могила № VI
1-ый в. Золото. Нац. Музей. Кабул.

В.И. Сарианиди Храм и некрополь Тиллятепе.// М.: 1989. 240 с. ISBN 5-02-009438-2//Глава вторая. Некрополь Тиллятепе.

Особый интерес представляет статуэтка «Афродита Бактрийская», некогда нашитая на лиф платья. Высокий чистый лоб с точкой-тикой посредине, миндалевидные с выделенными зрачками глаза под полудужьем длинных бровей, узкий прямой с тонко моделированными ноздрями нос, припухлые с опущенными уголками губы и округлый подбородок воссоздают общий облик женского божества. Волосы посредине лба разделены на две половины прямым пробором, мягкими волнистыми прядями расходятся в стороны и, не закрывая ушей, забраны под начельник или головной убор в виде жгута, украшенного косыми рядами кружочков и охватывавшего голову. Полная шея с тонко моделированными складками переходит в торс с небольшими округлыми грудями и чётко выделенными сосками.

Правая рука, с двумя рядами браслетов на предплечье и тремя рядами — на запястье, полусогнута и упирается в отставленное бедро; левая, с браслетами на предплечье, опирается локтем на колонку с бирюзовой вставкой, изображающей капитель. По линии бёдер, частично оставляя открытым треугольник внизу живота, женская фигура задрапирована в мягкие складчатые одеяния, один конец которых переброшен через запястье левой руки. Под мягкой тканью легко угадываются выставленная вперёд левая нога и прямо стоящая правая. Из-за плеч вверх поднимаются мягко изогнутые крылья с чётко проработанными перьями.

Перед нами тот же иконографический образ «Афродиты Кушанской», который встречен в погребении 2, но выполненный в иной стилистической манере. Чуть задумчивое, очаровательное лицо невольно вызывает в памяти скульптурные изображения богинь Эллады, а общая иконографическая поза и в особенности колонка сближают обе брошки с изображениями Афродиты греко-римских ваятелей Крита и Александрии. Задумчивый облик лица этого изображения ближе всего напоминает образ крылатой богини на серебряном медальоне из Эрмитажа, [Тревер К.В. Памятники греко-бактрийского искусства. М.;Л., 1940. Табл. 13.] не оставляя сомнения, что вместе они отражают общий этнический тип скорее всего древнего бактрийского населения. Не исключено, что «Афродита Бактрийская» передает тот канон женской красоты, что издревле был распространён в восточноиранском и, в частности, бактрийском обществе.

0  
2 baktria   (02.06.2015 16:28)
Хотя обе статуэтки в основе своей однотипны и изображают одно божество, отмечаются различия в отдельных деталях — например, в разных причёсках. В одном случае волосы пышными прядями уложены вокруг начельной ленты и широким валиком обрамляют лицо, в другом, наоборот,— забраны под головной убор. Думается, в случае с (123/124) «Афродитой Бактрийской» мы имеем пример изображения типично греческой причёски, распространённой на эллинистическом Востоке.

Кроме некрополя Тиллятепе, известны ещё две золотые броши из Таксилы, близко напоминающие по общему иконографическому облику бактрийские. Обе они входили в состав клада, относящегося к I в. н.э. На них изображены крылатые женские божества в сложных головных уборах; торсы перехвачены широкими лентами; левые руки украшены браслетами, опираются на колонки; правые — в округлые бёдра, окутанные прозрачными складчатыми тканями. [Marshall I. Taxila. Cambridge, 1951. V. 2. P. 632; V. 3. Pl. 191, 96, 97.] Стилистическое сходство дополняется и техническим: общая форма пустотелых фигурок Таксилы и Тиллятепе, аналогичная техника их крепления при помощи трёх напаянных петелек с оборотной стороны.

Имеется одна немаловажная деталь, отличающая их друг от друга: в противоположность чётко моделированным крыльям бактрийских образцов, фигурки из Таксилы имеют небольшие, трудно читаемые крылышки, едва поднимающиеся над плечами. Если учесть, что, как правило, Афродита в греко-римской скульптуре изображалась без крыльев, то это новшество скорее всего связано с творчеством художников эллинистического Востока. Очевидна необходимость поисков истоков крылатой Афродиты в Гандхаре или Бактрии. Ниже мы попытаемся доказать преимущественно бактрийское происхождение этого образа, который достигает северо-восточных пределов Индии времени империи Великих Кушан. Думается, что фигурки из Таксилы изготовлены на месте, но по бактрийским оригиналам, когда уже было утеряно былое смысловое значение крылатых божеств. Поэтому сами крылья более походят на волнистый шарф, окутывающий плечи божества. [Robert E. Greek deites in the buddist art of India // Oriental Art, 1959. V. V. N3. P. 117]

Будущие исследования уточнят конкретную семантику крылатых Афродит, но уже сейчас трудно согласиться с мнением, что в основе их лежит образ «дравидийской» богини плодородия, которой лишь придан греческий облик. [Ibidem] Есть все основания видеть в них богинь эллинистического пантеона, иконографический образ которых в виде женщины, опирающейся одной рукой на колонку, в конечном счете восходит в скульптурной школе Праксителя.

ПУБЛИКАЦИЯ

©В. И. САРИАНИДИ, 1989

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]